Александр Горбунов, обозреватель «Спорт день за днем», для РИА Новости.
Российские автогонщики из команды «КАМАЗ-мастер», и без того хорошо известные в мире спорта, вошли теперь в историю как победители самого известного ралли-райда «Дакар», проведенного в этот раз не на африканском континенте, а в Южной Америке. В течение двух январских недель «КАМАЗы» успешно бились с соперниками на новой для популярного соревнования трассе.
Тридцать лет гонка Париж – Дакар привлекала внимание производителей автомобилей (грузовых и внедорожников) и мотоциклов, от ее упрощенного названия – «Дакар» - веяло романтикой. Каждый январь экипажи начинали путь в Париже, а потом из Лиссабона добирались на паромах до Африки и продолжали состязаться за право называться лучшими в мире.
В январе 2008 года ралли затормозили в португальской столице, и было принято решение не продолжать его по причине междоусобных войн в африканских странах, расположенных на пути следования гонки. Безопасность гонщиков, которых наземные «пираты» вполне могли брать – вместе с автомобилями – в заложники, никто не гарантировал. Организаторы ралли приняли решение перенести ее в Южную Америку, сохранив привычное имя и продолжая тем самым историю популярного соревнования. Теперь, наверное, даже если гонку переместят в Антарктиду, называться она все равно будет «Дакар».
9000 километров по дорогам Аргентины и Чили начались для гонщиков на этапе Буэнос-Айрес – Вальпараисо. Две трети дистанции – скоростные отрезки. Фаворитами по разряду грузовых автомобилей, как и всегда в последние годы, считались «КАМАЗы».
В прогнозах ошибок не было: экипажи команды «КАМАЗ-мастер» заняли по итогам южноамериканского «Дакара» первое, второе и четвертое места. Они, собственно, и разыгрывали в борьбе друг с другом призовые позиции. Только голландцам во главе с Жераром де Роем на «ЖИНАФе» удалось «разбить» российскую тройку и внедриться в нее.
Первенствовали гонщики во главе с Фирдаусом Кабировым, в мини-команду которого входили Айдар Беляев и Андрей Мокеев. Наблюдатели, между тем, полагали, что на заключительных этапах «КАМАЗ» сделает ставку на экипаж во главе с Владимиром Чагиным и всячески станет продвигать его в чемпионы.
Ничего подобного! Друзья в свободные от гонок часы и непримиримые соперники на этапах состязались в полную силу. Достаточно сказать, что на заключительном отрезке ралли – Кордова – Буэнос-Айрес протяженностью 792 километра (227 из них – скоростной спецучасток) два российских экипажа устроили такую гонку, что все просто диву давались: Кабиров опередил Чагина всего на 39 секунд.
У Кабирова это была пятая победа на этапах прошедшего «Дакара». Чагин, между тем, в случае общего успеха своего экипажа, стал бы рекордсменом с шестью «дакаровскими» победами. Но, как было их пять, так пять и осталось. У Кабирова она – вторая, а этап Кордова – Буэнос-Айрес стал «юбилейным», тридцатым по счету, выигранным им на «Дакаре». На четвертом месте камазовский экипаж под руководством Ильгизара Мардеева.
Новая трасса была российским гонщикам известна по информации, выуженной из Интернета, и из разведданных, полученных от камазовских представителей, загодя побывавших на местности. Кабиров, к слову, лет восемь назад выступал на одной из гонок в Аргентине – в Лас-Пампасе, который во время «Дакара» превратился в один из этапов ралли.
Нельзя сказать, что информация о трассе очень уж обрадовала экипажи «КАМАЗа». Гонщики не скрывали, что бездорожье, если сравнивать его с южноамериканской «равниной», им гораздо удобнее.
«В Южной Америке, - говорил перед ралли Фирдаус Кабиров, – полное отличие от классического «Дакара», особенно от мавританских его участков, где мы в основном гонялись по бездорожью и песчаным дюнам. Мне выгоднее бездорожье – там можно выбирать маршрут, ориентироваться по приборам. В этом у нас преимущество. В дорожной гонке особенно сложны обгоны. В пыли часто ничего не видно, приходится ждать, а значит - терять время».
Впрочем, и бездорожья на новом «Дакаре» хватало. Досрочно, например, был прекращен пятый этап (506 километров из Нугена в Сан-Рафаэль). По свидетельству гонщиков, «этап начался в жуткую жару (+ 40), но вскоре пошел ливень, местами на трассе лежал снег, и стало очень холодно… Скоростных участков почти не было. На каждых трех-пяти километрах стояли утонувшие в пыли и песке машины. К ямам и промоинам на трассе добавились острые камни, а в некоторых местах из колеи выбраться было невозможно. Ливень превратил ралли в трофи. Русла рек стали наполняться водой, грязевая жижа засасывала. Нам просто приходилось убегать от потока».
Все это не помешало, как известно, «КАМАЗам», одержавшим в своей истории восьмую дакаровскую победу, справиться с трассой. Помогло, надо полагать, то, что ни у одного из российских экипажей не было ни одной серьезной поломки. Можно это обстоятельство трактовать как случайность, а можно (что, скорее всего, ближе к истине), как отменную работу большой группы людей по подготовке грузовиков, которые испытывали и обкатывали весь год, к ралли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции