МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Приход к власти в США Барака Обамы для американцев стал похож на явление мессии - слишком большие надежды они возлагают на первого в истории темнокожего хозяина Белого дома, призванного изменить Америку к лучшему. Да и во всем мире ожидания перемен в этой связи весьма велики, хотя ясно, наверное, каждому, что всех проблем новому президенту Соединенных Штатов не решить, и разочарование потом может оказаться не меньшим, чем нынешние надежды.
За отношения США с внешним миром в новой американской администрации будет отвечать бывшая "первая леди", госсекретарь Хиллари Клинтон, которая обещала строить дипломатию "на сочетании принципов прагматизма, а не жесткой идеологии; на фактах и свидетельствах, а не на эмоциях и предубеждениях".
Как отметил в одном из недавних телеинтервью министр иностранных дел России Сергей Лавров, Обама шел на выборы под лозунгом перемен. "Будем рассчитывать, что это затронет сферу внешней политики и в особенности отношения с Российской Федерацией", - сказал министр. При этом он выразил надежду на "тщательный анализ" и, соответственно, пересмотр Соединенными Штатами раздражающих Москву планов расширения НАТО и размещения в Восточной Европе элементов системы противоракетной обороны.
Мнения экспертов по поводу будущего курса США во внешней политике, прежде всего в отношениях с Россией, в целом совпадают и демонстрируют, как принято говорить, "сдержанный оптимизм".
"Новая администрация уходит от одностороннего подхода, мы видим концепцию, отличную от политики Буша. Вопрос сейчас о сотрудничестве с другими странами - причем, не с ближайшими союзниками, а со странами новой генерации, такими, как Россия и Китай", - поделился своими наблюдениями с РИА Новости заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. Тем не менее он не ожидает улучшения отношений России и США в ближайшее время.
"У нас остаются серьезные разногласия по расширению НАТО и по ПРО и прочим вопросам. США в лице Клинтон начинают озвучивать то, что думает Обама о внешней политике, однако основные подходы будут сформулированы новой администрацией только весной или в начале лета. Американцы только обозначили то, что хотят найти общий язык с Россией. Теперь вопрос в том, захочет ли Россия и сумеет ли она адекватно на это ответить", - сказал Кременюк.
Как отметил эксперт по международным отношениям, президент фонда "Новая Евразия" Андрей Кортунов, учитывая антироссийские настроения в США, Клинтон не может обещать, что принципиальное отношение к России изменится. По мнению Кортунова, новая администрация США подчеркивает возможности "гибкости и новых инициатив" в российско-американских отношениях, однако "не стоит переоценивать эти новаторские моменты в политике США".
"Смена администрации - это всегда определенный шанс для улучшения отношений. Демократы не связаны старыми обязательствами, они сами критиковали республиканцев, в том числе по вопросам политики республиканцев по отношению к России. Но внешняя политика США всегда носила двухпартийный характер, и Клинтон придется оглядываться на республиканцев в Конгрессе и на влиятельные группировки в Вашингтоне", - считает Кортунов. "Мы можем с осторожным оптимизмом подойти к развитию отношений с США. Очень многое будет зависеть от того, какую линию выберет российское руководство", - подчеркнул он.
По словам эксперта, сейчас в отношениях США и России наступит "пауза", стратегия и приоритеты новой американской администрации станут понятны только через несколько месяцев.
"Пауза в диалоге неизбежна. Пока будет собрана команда, выработана стратегия и определены приоритеты, пройдет много времени. Ясность появится ближе к концу весны, особенно после саммита НАТО, когда многое прояснится в отношении Грузии и Украины. Россия - важная часть внешней политики США, но сейчас перед новой администрацией стоят более срочные проблемы - выработка позиции в отношении Ирана, развитие ситуации в Афганистане и другие", - добавил Кортунов.
Отношения России и США с приходом к власти новой американской администрации, как сказал заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов, будут строиться по пути "избирательного сотрудничества". Эксперт считает, что говорить об улучшении отношений с США было бы неправильно.
"Мы не будем друзьями и союзниками. США смотрят на Россию как на страну с имперскими амбициями, а это всегда будет приводить к противоречиям, поэтому отношения будут развиваться по пути избирательного сотрудничества", - пояснил Гарбузов в четверг на пресс-конференции в Москве.
По его словам, новая американская администрация "нацелена на переговоры с Россией", однако "только в тех областях, где без России не обойтись".
"Администрация Обамы нацелена на то, чтобы улучшить образ Америки в мире, который потускнел в связи с войной в Ираке. Обама также будет стремиться интегрировать Россию в главный поток мировой политики, в западные структуры, безопаснее для США не изолировать Россию, а наоборот, привлекать ее к сотрудничеству", - сказал эксперт.
По его мнению, главное место в переговорах России и США будет отведено сотрудничеству в области сокращения ядерных вооружений, а также иракской, иранской проблемам и ситуации в Афганистане.
Вместе с тем планы проводить "мудрую внешнюю политику", которые обозначила Клинтон, при сдержанном оптимизме экспертов вызвали поддержку российских дипломатов, которые, видимо, стремятся подбодрить своих американских коллег и продемонстрировать добрую волю. Особые надежды возлагаются на прогресс в области стратегических наступательных вооружений.
В прошлом году в России также произошла смена президента, но отношения с США для Москвы остаются в числе основных внешнеполитических приоритетов.
Сотрудничество, безусловно, предполагает взаимную выгоду и баланс интересов, и это не может не понимать новое руководство США. Если американская дипломатия действительно будет основываться на прагматизме, о которых говорили и Обама, и Клинтон, выбор Вашингтона в пользу полноценных и полноформатных отношений с Россией стал бы естественным и логичным.
Настрой на развитие российско-американского диалога на прагматичной основе с учетом интересов каждой из сторон был явно с воодушевлением воспринят в Москве. Такой подход "заслуживает поддержки", считают в МИД России. И чем скорее будут налаживаться контакты с новой администрацией США, тем лучше.
В частности, Клинтон обещала добиваться договоренности с Россией о продлении договора о стратегических наступательных вооружениях по части мониторинга и проверок до истечения срока его действий в декабре 2009 года, а также о дальнейших сокращениях ядерных вооружений.
В любом случае, как полагают наблюдатели, новая американская администрация будет стараться избегать излишнего нагнетания напряженности в отношениях двух стран перед лицом многочисленных проблем, не только оставшихся в "наследство" от президентства Джорджа Буша, включая войны в Ираке и Афганистане, но и появившихся в последнее время, в том числе палестино-израильский конфликт в секторе Газа и морское пиратство в районе Африканского рога.
Российские дипломаты полагают, что отправной точкой для развития отношений с США может послужить та база взаимодействия, которая закреплена в сочинской Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений от 6 апреля 2008 года. В ней отмечается, что в основе российско-американских отношений должны быть заложены основополагающие принципы дружбы, сотрудничества, открытости и предсказуемости.
Как отмечают в российском внешнеполитическом ведомстве, Россия готова активно работать в этом направлении, и диалог с США должен быть "уважительным, честным и открытым".
Россия уже высказала ранее ряд принципиальных соображений по таким важнейшим вопросам международной политики, прежде всего, относительно нового видения трансатлантической безопасности и совершенствования мировой финансовой системы. Москва излагала Вашингтону предложения по военно-стратегическим и экономическим вопросам двусторонних российско-американских отношений и готова двигаться вперед, надеясь, что новая администрации США ответит взаимностью.
Договор по СНВ
Срок действия прежнего договора истекает 5 декабря 2009 года. Он был подписан в 1991 году президентами СССР и США и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч.
В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем.
Потом было подписано двустороннее соглашение о сокращении к 31 декабря 2012 года стратегических наступательных потенциалов СССР и США до 1700-2200 ядерных боезарядов.
Россия в 2005 году предложила американской стороне заключить новое соглашение взамен договора о СНВ.
На саммите "большой восьмерки" летом 2006 года в Санкт-Петербурге тогдашний президент России Владимир Путин договорился с Джорджем Бушем начать диалог о судьбе прежних договоренностей по стратегической стабильности. В Сочи, и это закреплено в декларации 2008 года, они подтвердили намерение сокращать стратегические наступательные потенциалы до минимально возможного уровня, соответствующего требованиям национальной безопасности и союзническим обязательствам.
Лидеры России и США обещали продолжить выработку юридически обязывающей договоренности на замену договора о СНВ.
Противоракетная оборона
США планируют разместить в Чехии радар, а в Польше - 10 ракет системы ПРО в 2011-2012 годах для обнаружения и уничтожения ракет, нацеленных на США и Европу. В России рассматривают эти планы как угрозу для ее безопасности.
В качестве альтернативы Москва предложила совместное использование Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане, а также создание общей системы реагирования на потенциальные ракетные угрозы. Это не убедило США отказаться от своих прежних планов, и президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в послании Федеральному Собранию заявил, что в качестве ответа на ПРО США в Европе Россия может разместить в Калининградской области ракетные комплексы "Искандер" и осуществлять радиоэлектронное подавление элементов противоракетной обороны.
Вместе с тем, в "Сочинской декларации" зафиксирована обоюдная заинтересованность в создании совместной системы реагирования на возможные ракетные угрозы, в которой Россия, США и Европа участвовали бы как равноправные партнеры.
Ракеты среднего и малого радиуса действия
Решение США по ПРО будет определять судьбу Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который был подписан в декабре 1987 года бывшим СССР и США и вступил в силу 1 июня 1988 года. К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведенные ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов.
Договор о РСМД имеет бессрочный характер, но каждая из сторон вправе его расторгнуть при наличии убедительных поводов.
Россия неоднократно заявляла, что не намерена инициировать разрыв соглашения, но дальнейшее участие ее в договоре во многом будет зависеть от действий США в области противоракетной обороны. Москва также призывает сделать универсальным российско-американский Договор о РСМД, придав ему многосторонний характер. На сессии Генассамблеи ООН в 2007 году было распространено совместное американо-российское заявление по договору о РСМД, в котором содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсуждать возможность глобализации режима договора путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров.