Анатолий Горев, специально для РИА Новости.
В середине января стало известно, что правительство рассматривает возможность создания в России новой госкорпорации - «Российского финансового агентства» (РФА). Медлить с реализаций этого масштабного проекта власти, похоже, не собираются: вопрос о РФА может быть рассмотрен кабинетом министров уже 2 марта текущего года. Открытым пока остается только вопрос, насколько успешно новая госкорпорация поможет ВЭБу, у которого, как ожидается, переймет часть функций и задач.
На сегодняшний день информации о принципах деятельности РФА, о его будущих задачах и целях немного. Предполагается, что агентство будет управлять средствами фонда национального благосостояния в размере 2,5 трлн рублей (сейчас ими управляет Центробанк). Кроме того, под управление новой госкорпорации могут быть переданы и другие финансовые активы, например, резервный фонд (4 трлн рублей, находящиеся сейчас под управлением ЦБ) и т.д. РФА, со своей стороны, как говорят представители правительства, будет самостоятельно вкладывать средства в различные проекты, а также будет отбирать профессиональных управляющих — российских и иностранных — для инвестирования средств и контролем за использованием вложенных денег.
Возможно, РФА будет передан и еще один мощный финансовый ресурс — пенсионные накопления россиян, находящиеся в данный момент под управлением ВЭБа. На сегодняшний день объем этих «длинных денег» — а именно под это определение подпадают пенсионные накопления — составляет внушительную цифру в 350 млрд рублей. Вряд ли у правительства могут быть претензии к тому, как ВЭБ управляет портфелем, сформированным из пенсионных накоплений: на 30 сентября 2008 года, по данным информационного ресурса Investfunds, государственная управляющая компания (ГУК) заняла 3-е место из 61 управляющей компании по доходности управления пенсионными накоплениями. ВЭБ заработал 1,97% годовых, тогда как подавляющее большинство частных УК показали убытки. И весьма вероятно, что по итогам года ВЭБ выйдет на первое место по показателям доходности среди тех, кто сейчас управляет пенсионными накоплениями.
Резонно возникает вопрос: если ВЭБ успешно справляется со своими функциями, зачем отбирать их у него и передавать новой госкорпорации? Наблюдатели считают, что ответ на этот вопрос следует искать в прогнозах о дальнейшем развитии кризиса. Не секрет, что как раз на март-апрель нового года пророчат приход новой «волны» банковских банкротств: на этот раз, как говорят эксперты, многие финансово-кредитные структуры могут оказаться нежизнеспособными из-за проблемы внешней задолженности и из-за резкого ухудшения качества своих кредитных портфелей (проблемы «плохих долгов»). Если таких банков будет пять-десять, это бы еще ничего, но их может оказаться гораздо больше, говорят аналитики (называются даже цифры в 100-200 банков). С таким объемом работы Агентство по страхованию вкладов, призванное санировать банки, не справится. А это значит, что поддерживать стабильность финансовой системы снова придется ВЭБу. Забирая «плохие банки» под свое крыло, как это было в самом начале кризиса, осенью прошлого года.
Казалось бы – ну и что? У ВЭБа, благодаря прецедентам со Связь-банком и Глобэксом, появился опыт, необходимый для осуществления подобной деятельности. Проблема, однако, состоит в том, что из-за обилия функций и задач, возложенных на ВЭБ, он не может эффективно управлять спасенными банками. И Связь-банк, и Глобэкс, попав под крыло ВЭБа, стали влачить призрачное существование, утверждают наблюдатели. Для них не разработали новые стратегии развития, не сформулировали новые целевые установки. В результате банки фактически исчезли с рынка, хотя формально остаются в различных рейтингах и считаются живее всех живых. Возможно, правительство не хочет, чтобы подобная судьба постигла и тех, кто может присоединиться к Глобэксу и Связь-банку после очередной, вполне возможной волны банковских банкротств. А избежать подобного развития событий можно, если «разгрузить» ВЭБ хотя бы от части функций – например, от управления пенсионными деньгами. Эту задачу вполне может взять на себя новая госкорпорация.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции