Рейтинг@Mail.ru
Зарубежные базы: желания и возможности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зарубежные базы: желания и возможности

Читать ria.ru в
Российский флот намерен вернуться на зарубежные базы – такое сообщение сделал представитель главного штаба ВМФ в конце прошлой недели. Каким будет возвращение нашего флота в дальнее зарубежье после 20-летнего отсутствия, и какие цели оно может преследовать?

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Российский флот намерен вернуться на зарубежные базы – такое сообщение сделал представитель главного штаба ВМФ в конце прошлой недели. Каким будет возвращение нашего флота в дальнее зарубежье после 20-летнего отсутствия, и какие цели оно может преследовать?

Российские военно-морские базы планируется возродить на территории Ливии и Сирии в Средиземном море, а также на принадлежащем Йемену острове Сокотра в Индийском океане. Оба этих морских театра интересуют русский флот с давних времен. В XVIII веке, когда корабли под Андреевским флагом впервые появились в Средиземном море, их главной задачей было уничтожение турецкого флота с целью не допустить его появления на черноморском театре военных действий. Уничтожение турецкого флота в Чесменском бою и блокада Дарданелл сыграли немалую роль в войне 1768-1774 годов, поспособствовав общей победе России.

Экспедиции в восточное Средиземноморье надолго стали одной из важнейших задач флота. В XIX веке, особенно после Крымской войны, когда Черноморский флот по условиям Парижского договора был сначала ликвидирован, а потом, после воссоздания все равно не имел права на проход через проливы, дальние походы кораблей с Балтики были единственным способом продемонстрировать флаг на данном ТВД.

Помимо психологической демонстрации эти походы имели и практическое значение. "Тот, кто владеет морем - владеет мировой торговлей, а тот, кто владеет торговлей - владеет богатствами земли и ею самой", - эта фраза знаменитого корсара Уолтера Рэли, может быть, содержит некоторое преувеличение, но в целом она отражает реальность. Господство на море - позволяющее свободно возить товары из одной точки мира в другую и при необходимости разрушать торговое мореплавание противника - явилось важным фактором победы в обеих мировых войнах. В мирное время оно обеспечивает господствующей стране или союзу стран значительные преимущества в мировой торговле. Последние несколько столетий господство в мировом океане безраздельно принадлежит англосаксонским странам - Великобритании и сменившим их в роли "Владычицы морей" США. Россия никогда не претендовала на морское господство, но всегда стремилась поддерживать ВМФ, способный такое господство подорвать.

Именно цели подрыва военно-морского господства вероятного противника – а в этой роли, как сложилось исторически, сначала обосновалась Великобритания, а после Второй Мировой войны – США, служат походы российских кораблей в Средиземное море. В XIX и начале XX века в случае войны на Средиземном море русские корабли должны были бы вести активные действия против британского судоходства, уклоняясь по возможности от боев с явно превосходящими силами противника, а в случае войны с Турцией – поддержать операцию черноморского флота по блокированию и захвату проливов.

В век ракет большой дальности, ядерного оружия и авианосцев, ВМФ СССР нес боевую службу в Средиземном море с целью связывания боем и уничтожения в случае войны развернутых на ТВД авианосцев и подводных ракетоносцев ВМС стран НАТО, которые в противном случае могли бы нанести беспрепятственный удар по территории страны. В настоящее время напряженность этого противостояния снизилась – американские силы в Средиземном море также значительно сократились, однако данный ТВД, являясь перекрестком миров между Европой, Азией и Африкой сохраняет ключевое значение.

Создание базы в Ливии и расширение присутствия в сирийском Тартусе позволит флоту проводить операции в центральном и восточном Средиземноморье, не слишком отягощая боевые соединения вспомогательными судами (сейчас каждый боевой корабль идущий в Средиземное море тащит за собой одну-две вспомогательных единицы). Корабли смогут отдыхать в базах, проводить смену экипажей и ремонт, что позволит значительно повысить продолжительность походов. Кроме того, создание баз повысит политическое влияние России в регионе в целом и в странах, на территории которых они будут созданы, в частности.

В Красном море и Индийском океане русские корабли начали часто появляться после открытия Суэцкого канала – новый маршрут активно использовался для плавания на Дальний Восток. До открытия Транссиба и Северного морского пути это был единственный способ более-менее быстрой и регулярной связи с самыми удаленными российскими регионами. Однако и после появления этих альтернатив, дорога через Красное море привлекала пристальное внимание русских морских стратегов. Здесь проходит один из самых оживленных мировых морских путей, занимающий почти 10% мирового морского грузооборота.

Архипелаг Сокотра находится неподалеку от Африканского рога, в трехстах пятидесяти километрах к югу от Аравийского полуострова. Расположение архипелага позволяет контролировать с него судоходство в Аденском заливе – на запад, а также вдоль африканского побережья на юг и аравийского на северо-восток. Советская база на главном острове архипелага – также называющемся Сокотора – была создана в 1971 году, и активно использовалась вплоть до развала СССР, в том числе и в «антипиратских» целях. Если говорить именно о борьбе с пиратами, то наличие базы позволит задействовать для этих нужд малые корабли – тральщики, катера и другие единицы 3-4 ранга, не расходуя ресурс крупных кораблей на несвойственные им задачи.

Крупные же корабли в свою очередь смогут проводить операции в Индийском океане имея надежный тыл, где можно будет, как и на средиземноморских базах, обеспечить смену экипажа, мелкий ремонт и пополнение запасов без использования армады вспомогательных судов или возвращения домой – подчас за тысячи миль.

Вместе с тем, подобные перспективы требуют адекватного инструмента. Любая база чего-то стоит лишь при возможности ее защитить, а пока у ВМФ России явно недостаточно кораблей, чтобы обеспечить регулярное присутствие крупных сил в отдаленных морях.

Следует ли воспринимать амбициозные планы ВМФ как подтверждение того, что в обозримом будущем российский флот получит новые боевые корабли в заметном количестве? А также самолеты и вертолеты морской авиации, вооружение, технику береговой обороны и многое другое? Если это так, то реализация планов возрождения зарубежных баз будет одним из самых успешных проектов русской внешней политики нового века.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала