Интервью главы международного комитета Совета Федерации Михаила Маргелова специально для РИА Новости:
-Сейчас, когда Вы проработали шесть лет в ПАСЕ и покидаете пост главы крупнейшей политической группы Ассамблеи, как Вы можете оценить деятельность организации? Изменилось ли отношение к России за это время?
- Основная цель Ассамблеи - представительского подразделения Совета Европы - продвижение европейских ценностей и мониторинг их соблюдения, по крайней мере, в странах-членах этой организации. Имеется в виду, что только эти ценности и способны вывести "заблудших" на верный, по европейским меркам, путь. Конечно, это - претензия. В универсальность ценностей сегодня мало, кто верит, да и практика ее не подтверждает. В том смысле, что права человека и демократию отстаивают и развивают в каждой стране по-своему. Более того, нет такого европейского государства, в котором власть, вопреки законам, периодически не обижала бы своих подданных. Страсбургский суд завален жалобами не только из стран Восточной Европы и СНГ. Разумеется, некоторые принципы для Европы, а, возможно, и для всего мира имеют фундаментальное значение. Например, правый, то есть независимый суд или личная свобода, которая не ущемляет свободы других. В этом суть европейских ценностей, а не в том, чтобы представителей белой расы политкорректно именовать "меламиново-недоукомплектованными", а инвалида - "альтернативно одаренными".
Декларации, как правило, примитивны, а реальность - сложна. Разумная часть ПАСЕ это понимает, и при рассмотрении особо "колких" вопросов, так сказать, входит в положение каждой страны. Однако Ассамблея неоднородна. Представители Старой Европы относятся к России рассудительно и сообразно, а Новой - шумно и предвзято. Как правило, нашей делегации удавалось погашать эмоции "младоевропейцев", однако в соответствующие резолюции их сбивчивые формулировки проникали. В целом я не сказал бы, что к России в Совете Европы относятся плохо. Даже мое положение в ПАСЕ подтверждает это мнение: ведь я руководил политической группой Европейские демократы. Это высокая и значимая должность с допуском к принятию решений. И это, без ложной скромности, высший карьерный барьер, который был взят русским за всю историю нашей работы в ПАСЕ. Замечу, что большую часть времени своей работы в ПАСЕ я был также докладчиком Ассамблеи по проблемам Ближнего Востока.
- По каким вопросам двустороннего сотрудничества с Ассамблей удалось достичь прогресса, а по каким вопросам с коллегами не удалось договориться?
- Это при советской власти на партийно-хозяйственных активах было принято рапортовать об успехах и недостатках за отчетный период. Сначала о победах, а затем, через оборот "вместе с тем", о поражениях. Но за мою бытность в ПАСЕ там столько вопросов обсуждалось и в нашу пользу, и не очень в нашу, что полный ответ потребовал бы переворошить ни одну сотню страниц. Потому кратко.
Добровольно вступив в Совет Европы, Россия формально признала свою приверженность европейским ценностям. В противном случае ей в этой организации было бы нечего делать. Поэтому по принципиальным вопросам у нашей делегации с большинством Ассамблеи противоречий нет. Договориться не всегда удается из-за назойливых стереотипов, которыми заражена часть корпуса ПАСЕ. Это, что касается представителей Старой Европы. А у "новых европейцев" и стереотипы-то не успели сложиться. "Новые" все время и, думаю, без особых успехов, доказывают "старым", что они большие европейцы, чем мы. Их в Ассамблее часто используют: то, что неприлично звучит в устах представителей Франции или Германии, "конспиративными ходами" скидывается им. А от них, хоть колесом ходи, толку не добьешься. Да и что ждать от тех, кто даже историю своих стран только и сводит к "проклятому прошлому".
К достижениям я отнес бы, например, все, что связано с Чечней. Или результаты последних дебатов по кавказскому кризису. Часть антироссийских, надо сказать, бессмысленных положений в резолюции уцелела. Но резолюция - внутренний документ, в нем ПАСЕ ставит задачи сама себе. Что же касается второго документа - рекомендаций во вне, то он получился вполне пристойным. В повестках дня каждой сессии Ассамблеи множество вопросов, по которым наша делегация голосует солидарно с другими. Мы вносим также поправки в многочисленные резолюции, и эти поправки принимаются. Надо, наверное, отметить и готовность, с которой ПАСЕ принимала наши инициативы по докладам на различные темы: это ведь тоже предмет консультаций.
Мне, например, довелось выступать докладчиком по проблемам антисемитизма и неонацизма, разоблачать современные заповедники этих печальных явлений на территории политкорректной Европы.
- По отношению к Ассамблее часто звучит мнение о предвзятости ее оценок в отношении России. Ряд экспертов говорит о том, что в отношении к нашей стране парламентарии уделяют зачастую излишнее внимание правочеловеческой тематике, не отмечая произошедшие в стране изменения. Вы согласны с таким утверждением? Если да, то на примере каких тем, Вы наблюдали подобное поведение ПАСЕ?
- Совет Европы, на самом деле, главным образом правозащитной тематикой и должен заниматься. Другие европейские проблемы расхвачены - частью ОБСЕ, частью Евросоюзом и другими институтами.
Но вопрос не простой. У Совета Европы, следовательно, и у ПАСЕ четкий перечень ценностей, которые должны исповедоваться и защищаться в странах-членах. При этом, опять же по строго демократической процедуре, все члены Совета Европы равны. Раз так, то и отношение к ним должно быть, вообще говоря, одинаково, не зависеть от того, на какой такой стадии развития у них демократия. Более того, в странах, где эта стадия относительно ранняя, работают наблюдатели - Совет Европы ведет мониторинг за исполнением взятых перед ним обязательств. По результатам наблюдений составляются доклады. И вот здесь все зависит от точки зрения и широты подхода докладчика. Если докладчик непредвзятый, он сочтет замеченные недостатки, так сказать, "досадными издержками развития". Если предвзятый, то будет стараться "подвести под петлю". Ведь недобрые глаза и видят одно плохое.
Надо сказать, у европейцев ценности, когда это выгодно, непринужденно перетекают в интересы. Они легко могут увязать, например, отказ от ратификации Энергетической хартии с нарушением прав человека, а подъем цен на газ для наших соседей с назначением губернаторов. Что до происшедших у нас изменений демократического толка, то по всем темам они воспринимаются в ПАСЕ как должное. Не более. И в этом - своя правда. Нельзя же все оценки ситуации в нашей стране давать в сравнении с эпохой Ежова или Берии.
В нашей прессе Совет Европы и ПАСЕ рисуют как ринг, на котором российская делегация только и делает, что сражается, и качество ее работы - это количество одержанных над "нездоровым Западом" побед в словесных перепалках. На самом деле, это не так. ПАСЕ - институт, который дает возможность донести до европейцев нашу точку зрения, объяснить позицию, если нет взаимного понимания. Это притом, конечно, что ПАСЕ дискуссионная организация, и с тихим нравом там мало, что возьмешь.
- По каким темам двусторонних отношений Вы разделяете критику Ассамблеи?
- Разумеется, такие темы есть, потому что на двойных стандартах основана далеко не вся критика наших порядков. Хотя свои недостатки мы знаем лучше, чем Совет Европы и любой другой международный институт. Поэтому в частности уходить не буду, чтобы ненароком не усилить аргументы наших недругов. Скажу только, до сих пор разделяю критику России за то, что она не ратифицировала протоколы 6 и 14 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Напомню, протокол 6 запрещает смертную казнь в мирное время, а 14 - касается реформы Страсбургского суда по правам человека. Тем самым мы создали для наших огульных критиков удобную площадку. Несчастливая судьба этих протоколов в России эти протоколы кстати и некстати упоминается на каждой сессии. Это, так сказать, фоновый укор, А поскольку мы единственные среди членов Совета Европы не ратифицировали эти документы, то ходим в диссидентах.
- В ближайшее время Вы приступите к исполнению обязанностей в новой должности (представитель президента России по Судану), чего Вам будет не хватать на новом месте работы?
- Трудно сказать. Я только приступаю к этой работе. Наверное, буду, помимо прочего, сожалеть, что не осуществил все планы в ПАСЕ. Я имею в виду развитие межцивилизационного диалога, исламскую тему, превращение Ассамблеи в площадку для встреч парламентариев конфликтующих сторон, активизацию работы так называемых наблюдателей и проч. Но совместить новое назначение президента Медведева - быть его представителем в Судане - с работой в ПАСЕ физически не возможно. Ведь я еще руковожу Комитетом по международным делам в Совете Федерации. За мной остается поручение президента Путина - рабочая группа Сенат США - Совет Федерации РФ. Там будет много дел в связи со сменой республиканцев демократами.
Решение уйти из ПАСЕ далось непросто - я прослужил, так сказать, на "ниве европейского парламентаризма" ни один год. Поэтому обстоятельно все обсудил с коллегами по Комитету, с руководством Совета Федерации и страны. Сошлись на том, что арабисту после Европы будет интересно поработать в отягощенной конфликтами исламской стране. Да еще на континенте, где пересекаются интересы всех основных мировых игроков.