В США героем дня стал пилот, сумевший посадить самолет "Аэробус-320" в воды реки Гудзон после столкновения со стаей гусей и спасшего жизни всех пассажиров и членов экипажа.
Проблема предотвращения столкновений воздушных судов с птицами существует много лет. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно около 5 тысяч случаев столкновения воздушных судов с птицами. По данным группы авиационной орнитологии ГосНИИ Гражданской авиации, своеобразный пик был зарегистрирован в 1987 году для СССР - 393 случая столкновений гражданских воздушных судов с птицами.
Сведения о столкновениях начинают анализироваться отдельно для России с 1988 года, с этим годом совпадает и максимальная отметка - 198 случаев. Динамика уровня столкновений снижается вплоть до 1994 года, а в последующие годы колебания происходят в достаточно узких рамках: от 43 до 68 регистрируемых столкновений в год.
С введением в действие "Положения о расследовании авиационных происшествий и инцидентов" (ПРАПИ‑88) наблюдается сокращение регистрации случаев столкновений, не приведших к повреждениям каких-либо частей воздушного судна или последствиям для полета. Устанавливая правила расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также предоставления отчетности по ним, ПРАПИ‑88 в то же время практически освободило авиапредприятия от необходимости регистрировать случаи столкновений с птицами, не проходящие по классификации как инциденты и авиационные происшествия.
Новые Правила образца 1998 года содержат требование об обязательном расследовании столкновения с птицами или другими объектами в полете, приведшее к повреждению элементов планера, двигателя или нарушения режима его работы.
Требование о регистрации столкновений воздушных судов с птицами, не приведших к ощутимым последствиям, содержится в п. 4.8.3 "Руководства по орнитологическому обеспечению безопасности полетов" (РООП ГА‑89), но это требование, как и многие другие, в подавляющем большинстве случаев не соблюдается в авиапредприятиях. Начиная с 1988 года, значительная часть столкновений самолетов с птицами не регистрируется.
По данным многолетнего анализа более 70% всех столкновений в мире происходит днем, а наиболее опасными являются высоты до 100 метров, на которые приходится от 52 до 80% всех столкновений. При этом 47‑57% столкновений имеет место на этапах снижения и посадки, а 30‑47% на этапах взлета и набора высоты.
В России в настоящее время самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год.
Традиционно на большей части территории нашей страны наивысшую опасность для полетов птицы создают летом. В это время увеличивается численность популяций всех видов вследствие размножения, а в воздухе появляется большое количество молодых птиц, имеющих малый индивидуальный жизненный опыт. Годовой пик уровня столкновений приходится на август (до 19% от общего количества), менее опасен июнь (до 12%). Послегнездовые кочевки и миграции птиц к местам зимовок, начинающиеся в августе, продолжаются и в первой половине осени. Вероятность столкновений в этот период тоже высока: в сентябре происходит до13% столкновений года. Аналогичный по величине показатель, но обусловленный уже весенней миграцией, имеет май.
Из птиц по частоте столкновений лидирующее положение занимают представители семейства чайковых - 35% от общего объема. Далее следует группа разнообразных мелких воробьиных птиц и стрижей - 17%. Голуби принимают участие в 16% столкновений с воздушными судами, на доли дневных хищных птиц и водоплавающих приходится по 10%, а на долю врановых ‑7%.
По подсчетам птица наносит удар по машине, летящей со скоростью 700 км в час, втрое сильнее, чем снаряд 50‑миллиметровой пушки. Для гражданских самолетов наиболее уязвимы двигатели - на них приходится 40% столкновений, крылья - 33%, лобовое стекло кабины -16%, фюзеляж - 7%. Для военных самолетов: двигатели - 55%, фюзеляж - 11%; лобовое стекло – 10%; крылья и рули – 14%.
Сегодня инженеры всего мира работают над тем, чтобы надежнее защитить самолеты от птиц и свести к минимуму возможные повреждения. Например, для остекления кабины современных самолетов конструкторы применяют гнутые органические стекла или толстые (до 20 мм) поликарбонатные пластины. Кроме того, на специальных стендах самолеты испытывают на "птицестойкость": их обстреливают из пневмопушек птичьими тушками. Причем для проверки на стойкость двигателя достаточно веса 680 граммов, а вот при испытаниях остекления нужна масса 1‑1,8 кг. Согласно международным стандартам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается.
В целях отпугивания птиц на коках (обтекателях) вентиляторов двигателей нанесены белые "запятые" – при вращении они создают отпугивающий "мигающий" эффект: птицы принимают его за глаза хищника.
Сотрудники аэропортов борются с птицами своими методами. В московском аэропорту "Домодедово" борьбу с птицами ведут 11 ястребов-тетеревятников и сокол сапсан. Кроме того, в "Домодедово" для защиты самолетов от пернатых используются акустические установки с 20 динамиками, из которых раздаются крики бедствия различных птиц.
В аэропорту "Шереметьево" 12 стационарных и одна мобильная акустическая установки. Механические средства отпугивания птиц установлены вдоль взлетно-посадочных полос: это своеобразные карусели с наклеенными зеркалами. Под ветром они вращаются во все стороны, и многочисленные яркие вспышки "солнечных зайчиков" ослепляют птиц. Аэродром защищается и пиротехническими средствами, включая устройства, имитирующие звук выстрела охотничьего оружия.
В аэропорту "Внуково" регулярно проводятся вырубки кустарников, осушение заболоченных участков и уборка мусора в целях ликвидации мест гнездования и кормежки, привлекательных для птиц.
В аэропортах США и Европы для борьбы с птицами используют акустические и ультразвуковые отпугиватели птиц.
Акустические отпугиватели птиц используются и в аэропортах Китая. В 2005 году руководство главного аэропорта КНР решило применить самые современные методы для отпугивания птиц. С этой целью вдоль взлетно-посадочных полос были установлены изготовленные в США проигрыватели, воспроизводящие крики пернатых хищников. Но оказалось, что китайским птицам совершенно безразличны угрожающие вопли американских соколов и ястребов. Сотрудникам аэропорта пришлось срочно менять записи "иностранцев" на голоса "родных", китайских ястребов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников