Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
За день до предстоящего московского «газового саммита» 17 января уже ясно, что в том виде, в каком он задумывался, он не состоится. Не бывает саммитов, на которые не прибывают главы государств и правительств. Это – уже не саммиты. А после того, как ЕС было заявлено, что в Москву 17 января прилетит комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс и министр энергетики Чехии (как страны-председателя Европейского Союза) Мартин Ржиман, ясно каким будет уровень встречи – на уровне энергетиков и газовиков. Само по себе это, конечно, хорошо, поскольку профессионалам легче разобраться в том, что на самом деле происходит в транзитных трубах. Если бы только не политики…
Хорошо, конечно, что к нам «едет Европа». Но плохо, что мы от нее, кажется, слишком уж много ждем. «Вот приедет Европа, Европа нас рассудит»…Страшно не хотелось прибегать к таким примитивным сравнениям, но куда ж денешься, раз так все и оборачивается.
Весь нынешний газовый спор уже, увы, превращается в удручающий и, к сожалению, очень знакомый политико-пиаровый абсурд – генетика у нас, славян, такая что ли, что мы умудряемся везде и всюду перебарщивать, пересаливать, передраматизировать, запутывать и запутываться, политизировать все до крайности и, увы, «хотеть как лучше», а «получать как всегда»? Обидно. За всех - и за украинцев, и за русских, и за сербов, и за болгар, и за румын, и за итальянцев, и за европейцев вообще. Тех, естественно, у кого не хватает газа. За Ющенко и Тимошенко почти не обидно – им, есть такое серьезное подозрение, терять уже больше нечего. Они сами загнали себя в такую «газовую камеру», из которой политики здоровыми обычно не выходят. И если Украина им все это простит, то значит точно у нас, славян, с генетикой кое-что не в порядке. Простите меня, славяне.
Зато обидно за Медведева и за Путина. И за Миллера. И за весь «Газпром». И за весь газ. И даже за все недра. Обидно. Правильно вроде все было, и грамотно начиналось. Только теперь, благодаря усилиям всех без исключения сторон, непонятно, кто, в какой именно момент перегнул палку (перекрутил, а может и не ослабил, вентиль, гайку, упустил момент, не открыл клапан – см. словарь идиоматических выражений и синонимов русского языка).
Мы этим своим злополучным «получилось как всегда» настолько сильно подпираем рост европейского газового раздражения, что сами это уже перестали замечать.
Потому что слышим только то, что хотелось бы слышать, что приятно слышать, что не раздражает, не наводит на мысли, не заставляет задуматься. Хотя лежит-то все это на поверхности. Даже не надо читать европейские газеты, где говорят о газовом российско-украинском споре не совсем то, что хотелось бы слышать и что мы слышим по ТВ и радио.
На все тот же газовый «несаммит» официально приглашены: Австрия, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина. Британия, Венгрия, Германия, Греция, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Нидерланды, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Эстония и Европейский Союз.
Ангела Меркель, можно быть в этом уверенными, не приедет, поскольку она и так накануне, 16-го января, встречается с Путиным в Берлине. Пока точно можно сказать, что в Москву приедет в субботу 17 января украинский премьер Юлия Тимошенко, но приедет она, по украинской версии, для переговоров с Владимиром Путиным, а не на саммит, хотя шанс на ее участие в этом газовом мероприятии есть. Президент Ющенко уже заявил, что саммит должен пройти в Брюсселе, а не в Москве. Учитывая крутую нелюбовь Юлии к Ющенко, это как раз может подвигнуть ее на демонстративное посещение московской газовой встречи.
Вообще, глядя на нынешний газовый скандал, очень хочется мгновенно обзавестись знаниями профессионального газовщика и разобраться в том, что же все-таки происходит на самом деле и кто во всем этом виноват. Потому что не может быть в таком деле только одной виноватой стороны. Кто-то, когда-то, что-то, с кем-то не то или не так заключил, недодал, недоделился и вот теперь мы все это и расхлебываем, вприкуску с уже набившими оскомину обвинениями, призывами к Европе надавить, нажать и принять, наконец, чью-либо сторону. Конечно, российскую.
Мы очень явно обижаемся, когда слышим нечто обратное неприкрыто выражаемым собственным пожеланиям: надо признать Украину виновной во всем! Даже наш Владимир Владимирович явно раздражился прямо перед телекамерами, когда на недавней встрече c премьерами Болгарии, Молдавии и Словакии в Ново-Огарево словацкий премьер Роберт Фицо сказал, что он был только что на Украине и на Украине ему тоже показывали документы, по которым выходит, что Киев все делает как надо. А Россия – нет. И Путин посоветовал ему все подобного рода документы «выбросить в печку».
Странно, но никто словно не задумывается, почему Европа, которая хочет сохранять ровные отношения и с Россией и с Украиной, должна делать так, а не иначе. Она (кстати, это уже большой шаг вперед), Киев открыто и не поддерживает, если, конечно, не считать поддержкой «солидарность» польского президента Леха Качиньского с Ющенко. Но на Качиньского даже в самой Польше уже давно смотрят как на неприятный феномен. Раньше же, в 2005-м, Европа как раз и считала виновницей газовых ссор именно Россию.
Чтобы понять, каким глазами смотрит сейчас Европа на все происходящее в газовой войне, достаточно представить себе, скажем, промерзших пассажиров на стоянке автобуса, которые битый час смотрят, как их водитель всего лишь в нескольких метрах от остановки нехорошо ругается с механиком (почему тот не проверил уровень масла, не долил то, не открыл это, зачем перекрыл, недокачал, откачал etc…)
Европа уже раздражена. Европе это уже здорово надоело. Совсем не случайно представители ЕС уже объявили, что если российско-украинский «газовый паралич» продлится еще чуть дольше – речь идет о днях, а не о неделях – то европейские газовые компании начнут процесс возбуждения исков против и Украины, и России. Британская Financial Times, например, уже сообщила, что такие иски уже готовят немецкая E.ON Ruhrgas, греческая GDF Suez, итальянская ENI и немецкая RWE. Председатель Еврокомиссии Мануэль Баррозу уже прямо заявил и Москве и Киеву в открытом письме, что если ранее достигнутые и закрепленные соглашением договоренности «не будут выполнены безотлагательно, Комиссия ЕС рекомендует компаниям ЕС начать обращаться в суды».
А что касается помощи Европы в урегулировании спора, то, конечно, она в этом тоже заинтересована. Только вот ставим мы ее в очень уж неудобное положение. Очень метко по этому поводу выразился как раз накануне предстоящего московского газового саммита журнал The Economist. Так хорошо, что нельзя не процитировать: «Не многие вызовы бросают патрульных полицейских в большее уныние, чем вызов на урегулирование семейного скандала. Тут очень много шансов оказаться в центре свары с криками и битьем, в которой разобраться, где, правда, а где ложь постороннему просто невозможно. Полицейские хорошо знают, что делать, если возникает угроза насилия, или скандал здорово беспокоит соседей. Газовый диспут напоминает как раз такой семейный скандал».
А если газовый саммит все-таки даст толк, то очень приятно будет ошибиться во всем вышесказанном.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции