Александр Горбунов, обозреватель "Спорт день за днем", для РИА Новости.
Если заняться выбором самых странных соревнований, то в их число, несомненно – и не на последних строчках, - попадет московский турнир под названием «Кубок Содружества». Турнир традиционный, ежегодно, после распада Советского Союза, проводится в январе. В этом году он стартует 17 января. Поначалу на турнир приезжали все чемпионы новообразовавшихся стран, прежде входивших в состав большого государства, и турнир напоминал чемпионаты СССР. Сейчас этого нет и в помине.
Когда-то очень важным элементом «Кубка Содружества» была его своего рода ярмарочная составляющая. Команды, сражаясь за неплохие по тем временам призовые деньги, демонстрировали свой «товар» - игроков, лучшие из которых, словно горячие пирожки, расхватывались ведущими клубами, прежде всего, России и Украины. Для селекционеров, скаутов и агентов организаторы отводили целый сектор на одной из центральных трибун. Киевские динамовцы, например, именно на «Содружестве» обратили внимание на двух белорусских игроков – Валентина Белькевича и Александра Хацкевича и на грузинского футболиста Кахабера Каладзе, которые стали затем ключевыми фигурами в составе динамовского клуба. Сейчас селекционеры серьезных команд приезжают в Москву, можно сказать, по инерции, заведомо зная о том, что никого из тех, кого они могли бы предложить своим тренерам, на искусственных полях московских арен не обнаружат.
«Кубок Содружества» давно, в начале нынешнего века, превратился в анахронизм, но на это никто не обращает внимания. Разве что раз в год, аккурат по завершении странного во всех отношениях турнира, непременно посетуют: надо что-то делать, надо менять структуру соревнования, надо… Но все потом остается, как было. Такое ощущение, что о турнире, включенном, между прочим, в международный календарь, до следующего января благополучно забывают. Анахронистические составляющие «Кубка», между тем, лежат на поверхности.
Нигде не проводят дружеские турниры с участием 16 команд (в этом году для количества позвали финский клуб «Интер» из города Турку). Это расточительно с финансовой точки зрения (все прибывающие на турнир команды становятся на «довольствие» Российского футбольного союза: проживание, питание, транспорт, аренда спортивных объектов для тренировок), а уж со спортивной точки зрения и вовсе не представляет никакого интереса.
В первые годы была ясна политическая линия затеи: только-только распалась огромная страна, и футбол в проявлениях ностальгических чувств играл не самую последнюю роль. Еще свежи были в памяти союзные чемпионаты, имена многих игроков из бывших союзных республик не являлись для московской публики пустым звуком. Сейчас в составах команд, приезжающих в российскую столицу, подавляющее большинство футболистов — местные игроки, развал государства встретившие в детском саду, и о чемпионатах Советского Союза знающие понаслышке, и иностранцы, которым и вовсе не до ностальгических воспоминаний.
Качественный состав участников турнира, если говорить о собственно футбольной игре, резко ухудшается из года в год. В СССР, стоит напомнить, чемпионами становились клубы из России, Украины, Грузии, Армении и Белоруссии. Эти республики составляли костяк футбольного Союза. Они были основными поставщиками игроков во всевозможные сборные – юношеские, молодежные, олимпийские, в первую команду.
Но вот поразительный факт: на стартующем в субботу в Москве «Кубке Содружества» не будет ни одного реального чемпиона из этих стран. Российский чемпион – казанский «Рубин» - делегировал в столицу второй состав своего клуба. Чемпион Украины – донецкий «Шахтер» - отправил в Москву третий состав. Грузия по политическим причинам отказалась посылать свою команду. Из Армении и Белоруссии приедут «заместители» чемпионов: армянскому «Пюнику» за некрасивый демарш на одном из «Содружеств» по отношению к азербайджанской команде путь на «Кубок» с недавнего времени заказан, а в белорусском БАТЭ, ставшем сенсацией европейского кубкового сезона (совершенно неизвестный клуб пробился в групповой этап Лиги чемпионов!), приняли решение перевести дух после напряженного сезона.
Турнир, что ни говори, остался без фундамента: без серьезных участников, без призового фонда, и практически без зрителей - их тоже от января к январю становится все меньше и меньше.
Перенесли однажды «Кубок» в Санкт-Петербург в надежде собрать большую, нежели в Москве, зрительскую аудиторию, но и там не был отмечен интерес, даже приближенно похожий на серьезный.
Самое любопытное заключается в том, что все основные действующий лица и исполнители, причастные «Кубку Содружества» (организаторы, представители национальных футбольных Федераций, тренеры, игроки) - кого ни спроси, - в один голос, не сговариваясь, вот уже несколько лет твердят о необходимости резких изменений формата соревнования и, возможно, сроков и места проведения. Разговоры, однако, так разговорами и остаются. Для начала, наверное, следовало бы все же ответить на простой вопрос: с какой целью и для кого проводится «Кубок Содружества» и с какой целью и для кого его следует проводить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции