Первую тройку мировых экспортеров газа, по данным на сентябрь 2008 года, составляли Россия, Канада и Норвегия, ежегодно поставляющие на мировой рынок соответственно 182,0 млрд., 101,9 млрд и 86,7 млрд кубических метров этого вида энергоресурсов.
Примерно три четверти всех разведанных резервов природного газа находятся на территории бывшего СССР и Ближнего Востока. На долю России и Ирана приходится 45% мировых запасов. Несмотря на то что мировые резервы природного газа значительны, они расположены вдалеке от регионов мира, где потребность в природном газе растет наиболее быстрыми темпами. Для освоения этих месторождений требуются колоссальные инвестиции. Одна из крупнейших проблем состоит в том, что проекты по транспортировке газа, как правило, очень капиталоемкие - строительство газопровода может длиться десятилетиями. Международное энергетическое агентство утверждает, что для того чтобы обеспечить потребности мира в природном газе в 2030 году, в период с 2001 по 2030 год требуется инвестировать 3,1 трлн долларов, или 105 млрд долларов ежегодно.
В настоящее время большая часть природного газа в Европе и Северной Америке транспортируется по газопроводам.
Топливо для Европы
В число основных поставщиков газа в Европу входят Россия, Норвегия и Алжир. На их долю приходится соответственно 23%, 18% и 10% всех поставок этого вида энергоносителей в государства-члены Европейского Союза.
По сообщению министра нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Терье риса-Йохансена, по итогам 2008 года объем экспорта природного газа с норвежского континентального шельфа должен составить 96 млрд кубических метров , а в 2009 году прогнозируется увеличение поставок газа до 106 млрд кубических метров.
При этом, согласно сделанному в июне 2008 года заявлению еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса, к 2020 году Норвегия способна занять первую строчку в данном рейтинге, увеличив объем поставок газа в ЕС до 125-140 млрд кубических метров.
Традиционно основными потребителями норвежского природного газа являются Германия, Франция, Великобритания, Голландия, Бельгия и Испания. Заинтересованность в закупке скандинавского топлива выражает и Польша.
Алжир экспортирует 60,8 млрд кубических метров в год. Практически все "голубое топливо", за исключением небольшого объема, поставляемого в США (3,5 млрд кубических метров в год) и Тунис, направляется в Европу. Среди европейских покупателей алжирского газа первое место занимает Италия (25,25 млрд кубических метров), далее следуют Испания (13,45 млрд), Франция (8,0 млрд), Бельгия, Турция, Португалия, Греция.
Ожидается, что к 2010 году экспорт газа вырастет до 100 млрд кубических метров в год, а к 2020 году - до 120 млрд кубических метров. Общая пропускная способность газопроводной системы Алжир-Европа в 2008-2010 годах увеличится до 83 млрд кубических метров в год.
Ситуация со сжиженным топливом
Алжир также входит в десятку наиболее значительных производителей и поставщиков сжиженных (природного и нефтяного) газов. Сегодня доля сжиженного газа в общей совокупности газовых поставок Алжира превышает 35%, по темпам роста доходов от экспорта газа страна стабильно занимает первое место в мире.
Сжиженный природный газ (СПГ), или сжиженный нефтяной газ (СНГ) - очищенный и подготовленный нефтяной или отделенный от природного газ, сжиженный при охлаждении или под давлением для облегчения хранения или транспортировки. Газ обращается в жидкость при температуре окружающей среды ниже 20 градусов и/или при давлении выше 100 кПа. Состоит в основном из тяжелых газов пропана и бутана.
В такой форме газы хранятся на нефте- и газоперерабатывающих предприятиях; применяются в быту для отопления, подогрева воды и приготовления еды; и на автомобильном транспорте в качестве топлива.
В настоящее время основным видом транспортировки природного газа является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определённые промежутки необходимо сооружать компрессорные станции (КС), на которых газ дожимается до 75 атм.
Чтобы энергетически обеспечить транзит газа по трубопроводу, дополнительно нужен так называемый "технический", или, используя правильный термин, топливный газ, необходимый для работы газоперекачивающих станций.
Для транспортировки газа в сжиженном состоянии используют специальные танкеры - газовозы.
Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии при определенных термобарических условиях. Таким образом, для транспортировки газа этим способом необходимо протянуть газопровод до берега моря, построить на берегу сжижающий газ завод, порт для танкеров, и сами танкеры. Такой вид транспорта считается экономически обоснованным при отдаленности потребителя сжиженного газа более 3000 км.
В сфере сетевого газа поставщики жестко привязаны к потребителям трубопроводами. И цены на поставки определяются долгосрочными контрактами. Примерно такие же отношения сложились сегодня и в секторе СПГ. Около 90% СПГ тоже реализуется на основе долгосрочных контрактов.
Поставщики СПГ выигрывают за счет экономии на морских перевозках. При благоприятных условиях цена поставки газа танкером может быть ниже цены поставки по газопроводу почти на порядок. Сравнение транспортных расходов с использованием СПГ и газовозов показывает, что при увеличении расстояния транспортировки расходы увеличиваются гораздо более низкими темпами, подтверждая привлекательность нового рынка сжиженного природного газа. Напротив, прокладка как наземных, так и подводных трубопроводов с ростом расстояний увеличивает себестоимость традиционного природного газа гораздо быстрее.
Между тем направить часть экспортируемого газа в европейском направлении намерены и республики Центральной Азии - Туркмения, Казахстан и Узбекистан. Туркмения предполагает к 2010 году увеличить общий объем поставляемого на внешние рынки "голубого топлива" с 50 млрд. до 100 млрд кубических метров, а к 2020 году - до 140 млрд кубических метров (Казахстан и Узбекистан к 2015 году планируют довести экспорт до 25 млрд и 20 млрд кубических метров соответственно).
В апреле 2008 года на состоявшейся в столице Туркменистана встрече Тройки ЕС и государств Центральной Азии было объявлено о формировании нового каспийско-черноморского энергетического коридора из Центральной Азии к границам ЕС.
По итогам этой встречи официальные представители ЕС заявили, что Туркменистан зарезервировал для Европы 10 млрд кубических метров газа с 2009 года.
Главный газовый ресурс Азербайджана - крупнейшее месторождение Шах-Дениз, расположенное в азербайджанском секторе Каспийского моря. В 2008 году с Шах-Дениза в общей сложности планируется поставить 3 млрд. кубических метров газа. С 2009 года, когда начнется пик добычи газа в рамках Стадии-1 разработки Шах-Дениза, Грузии будет поставляться 0,8 млрд кубических метров, Турции - 6,6 млрд кубических метров.
В настоящее время газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум рассчитан на пропускную способность в 9 млрд кубических метров газа в год. Компания BP‑Azerbaijan и Государственная нефтяная компания Азербайджана рассматривают возможности по увеличению мощностей трубопровода до 16-20 млрд кубических метров в год.
В Азии большая часть газа доставляется потребителям в сжиженном виде (пригоден для перевозки морским путем). Крупнейшие потребители сжиженного газа ‑ Япония и Южная Корея.
Крупнейшие продуценты-экспортеры сжиженного газа - Катар, ОАЭ, Алжир, Индонезия, Малайзия, Тринидад и Тобаго.
Средняя стоимость 1 тысячи кубических метров газа у некоторых его поставщиков составляет:
- у России 200-500 долларов;
- у Норвегии - 700 долларов;
- у Туркмении и Узбекистана - 340 долларов;
- у Азербайджана - 300 долларов.