МОСКВА, 16 янв - РИА Новости, Светлана Янкина. Работа с законодательством в сфере охраны культурного наследия и сохранение российской реставрационной школы станут главными приоритетами деятельности Росохранкультуры в 2009 году, рассказал журналистам руководитель службы Александр Кибовский.
Росохранкультура при законе
Полномочия по принятию подзаконных актов к части Федерального закона 73 "Об объектах культурного наследия" перешли от правительства РФ к Росохранкультуре.
Речь идет, в частности, о едином государственном реестре памятников, форме паспорта объектов культурного наследия и о порядке установки информационных обозначений на памятниках.
"Полномочия по принятию подзаконных актов в области охраны культурного наследия по памятникам с 1-го января будут приниматься моими приказами, это моя личная персональная ответственность", - сказал Кибовский.
По его словам в отсутствии этих актов "есть практика, корнями уходящая еще в советское время", но "реально надо все актуализировать, привести в соответствие и дать людям нормальные акты, по которым они смогут жить".
Зона особого внимания
По мнению главы Росохранкультуры, в реестре, в том числе имущественном, необходимо прописывать зоны охраны памятников с описанием режимов охраны, высотных ограничений и правил пользования зоной. Это поможет в дальнейшем избежать появления рядом с памятниками зданий, нарушающих установленные законодательством нормы.
"Сейчас эта работа крайне запущена, человек получает документы без каких-либо ограничений и зона охраны выясняется уже постфактум, в то время как он брал этот участок для инвестирования без них", - сказал Кибовский.
При этом, отметил он, если какой-либо объект уже стоит в зоне охраны, то он там и будет находиться, однако "дальнейшая реконструкция может идти только в сторону приведения в соответствие с теми режимами, которые будут в этой зоне охраны установлены".
"То есть, если башня есть, то она и будет, однако выше ей уже не стать", - пояснил Кибовский.
Строительное хамство и стеклянные купола
По словам главы Росохранкультуры, действующее "нормативное регулирование сферы охраны памятников отнюдь не самое плохое", однако "есть неуважение к закону, обычное человеческое хамство, когда строительство ведется без согласования проектной документации и без учета мнения специалистов".
"Вот такое хамство мы будем изживать, - сказал Кибовский. - Они думают - "хочу и построю" - не будут же потом ломать".
Подобная установка, по его словам, не является препятствием для службы, и в качестве примера Кибовский привел разборку особняка в Вологде, дома в Ульяновске и особняка на Таганке в Москве.
Вместе с тем, против модернизации памятников архитектуры, в том числе, их перекрытия стеклянными куполами, глава Росохранкультуры ничего против не имеет.
"Честно скажу, ко всем истерикам с куполами и прочим я отношусь совершенно спокойно", - отметил он и добавил, что "вопрос не в том, чтобы сохранить старых тараканов и паутину, а в том, чтобы был нормальный объект".
"Весь мир идет по этому пути и почему-то ни у кого не возникают вопросы, когда перекрывают куполом Британский музей или берлинский Цейхгауз, а у нас каждый купол вызывает общественный коллапс", - сказал Кибовский.
Реставраторы, объединяйтесь!
Как заметил руководитель службы, еще одна глобальная задача Росохранкульутры на 2009 год - "спасение реставрационной отрасли".
По его данным, до 90% материалов, которые используются у нас в стране при реставрации, имеют иностранное происхождение. А центров профессиональной подготовки специалистов всего два - в Москве и Суздале.
"У нас остался один всего-навсего, не считая московского, суздальский колледж, который готовит профессиональных реставраторов. На дворе 21 век, а мастерство передается от деда к отцу, от отца ко внуку - это несерьезно", - сказал глава Росохранкультуры.
Решение проблемы, по его мнению - создание единой государственной структуры на базе консолидированных реставрационных ресурсов.
При этом частные фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке, будут продолжать свою работу и дальше.
"Это будет непросто, но если сегодня не принять меры по организации такой структуры, то мы окончательно потеряем нашу отечественную реставрационную школу", - считает Кибовский.
Мы новый дом построим
Функции по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Росохранкультура переняла от расформированной в мае 2008 года Россвязьохранкульутры.
В должность руководителя новой службы Кибовский вступил в июне 2008 года и, по его словам, "она была создана практически с нуля".
"Приходилось решать как кадровые вопросы, в том числе в территориальных управлениях, так и "где сидеть?" и "какую зарплату людям платить?", - рассказал он.
По словам Кибовского, во многих случаях главы территориальных управлений Росохранкульутры сохранили свои места. Одним из исключений стал руководитель в Петербурге - там "пришлось взять нового из другой сферы человека".
"Это был оправданный шаг, потому что с точки зрения культурной значимости этот регион у нас в стране, пожалуй, на первом месте", отметил глава Росохранкульутры.
"Главное, чего нам удалось добиться - сохранить команду и то, что профессионалы, которые знают эту тему давно, остались на госслужбе - это самое главное, может быть, чего мы достигли за прошедшие полгода", - считает Кибовский.
Он подчеркнул, что все организационно-штатные мероприятия необходимо было завершить к 1 октября 2008 года, при этом "главная задача была - не достигать какие-то супер-цели, а сделать службу, которая нормально могла бы функционировать".
При этом прежняя работа, в том числе по возвращению культурных ценностей, продолжала идти в дореформенном режиме.
За это время церкви в Нижнем Новгороде была возвращена похищенная оттуда и вывезенная в 2004 году за рубеж икона "Воскресение Христово. Сошествие в ад", в Таганрогский музей вернулась картина Генриха Семирадского "Античная сцена", а библиотека философа Николая Ильина была передана МГУ.
"Главное, сейчас есть дееспособная служба и ясное понимание того, как мы должны действовать дальше", - заключил собеседник агентства, подводя итог проделанной работе.