МОСКВА, 15 янв - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова, приуроченная к его 80-летнему юбилею, открылась в фонде культуры "Екатерина" в четверг, передает корреспондент РИА Новости.
Мастер так называемого "сурового стиля", расположившись у масштабного "космического" полотна "Тебе, человечество!" 1961 года, привезенного из Баку, признался, что такая большая выставка для него - важное событие, так как в последнее время подобные проекты делать крайне сложно.
Ранее это произведение можно было увидеть в рамках выставки одной картины в галерее "Айдан", принадлежащей дочери художника Айдан Салаховой.
Она, выступившая в роли куратора ретроспективы, призналась, что ретроспективная выставка - первая в Москве - подарок отцу на юбилей.
"За годы его произведения разошлись по разным коллекциям, и для художника большим подарком является возможность увидеть свои работы разных лет собранными вместе", - отметила она.
В общей сложности в экспозиции представлено порядка 100 произведений художника, привезенных из частных коллекций, Третьяковской галереи, Музея Востока, бакинской Национальной картинной галереи, РАХ и других музеев.
В экспозиции можно увидеть, в частности, городские и индустриальные пейзажи, портреты известных творческих деятелей и даже камерные натюрморты.
Собранные вместе, эти картины дают возможность под особенным, художественным углом зрения, увидеть историю страны.
Так, например, Салахов признался, что в 1973 году портрета Ростроповича появиться не могло, однако, датированный уже 2003 годом, сейчас он висит в одном из залов фонда.
Таир Салахов родился в 1928 году в Баку. Отца в 1937 году арестовали и расстреляли, и лишь в 1956 году с него были сняты обвинения за "отсутствием состава преступления". Но строчка "сын врага народа" в биографии помешала поступлению в ленинградский Репинский институт. Тем не менее, он окончил в 1957 году Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.
Уже первые работы Салахова, созданные во время учебы в училище и в институте ("Волны", "Эстакада" (1955), дипломная работа в Суриковском институте "С вахты" (1957)), привлекли внимание зрителей и специалистов.
Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода "оттепели" и одним из основоположников так называемого "сурового стиля" в живописи, который, по словам художника, был ответом "на сталинское беспроблемное и парадное искусство 40-х и 50-х годов".
С конца 50-х начинается взлет художественной карьеры Салахова - среди наград, посыпавшихся градом на художника, - серебряная медаль Академии художеств СССР (1960), Госпремия СССР (1968). В 1963 году Салахов стал народных художником Азербайджанской ССР, а в 1973 году - народным художником СССР.
С именем Салахова, который почти 30 лет занимал руководящие посты в Союзе художников, связано несколько принципиальных реформ, в частности создание Молодежного объединения при Союзе художников СССР с выдачей членского билета, что спасало многих художников от обвинения в тунеядстве.
Благодаря Салахову советский зритель получил возможность познакомиться с творчеством ведущих западных художников Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Гилберта и Джорджа и многих других.
Салахов внес вклад в осуществление реставрационных работ в храме Христа Спасителя. Важные росписи в храме исполнили его ученики.
С 1979 года по настоящее время является академиком-секретарем отделения живописи и членом президиума Российской академии художеств (до мая 1992 года - Академия художеств СССР); в 1997 году избран вице-президентом Российской академии художеств.
В числе наиболее известных работ Салахова - картины "Утренний эшелон" (1958), "Ремонтники" (1960), "Над Каспием" (1961), "Женщины Апшерона" (1967), "Утро на Каспии" (1986) и другие.
Большой успех имела и портретная галерея Салахова, в том числе и такие работы, как "Айдан" (1967) - портрет дочери, а также галерея образов деятелей культуры, в частности портреты композиторов Дмитрия Шостаковича, Кары Караева, Фикрета Амирова, актера Максимилиана Шелла, писателей Мирзы Алекпера Сабира, Расула Рзы, Германа Гессе, Максуда Ибрагимбекова, виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Салахов также получил признание за свои натюрморты и пейзажи Апшерона, декорации к спектаклям, работы, выполненные в США, Италии, Мексике ("Мексиканская коррида", 1969) и других странах.
Долгое время Салахов преподавал в Азербайджанском государственном институте искусств имени М.А. Алиева (1963-1974) и в Суриковском институте.