Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Большой Финансовый Кризис, похоже, пришел и в ту часть Америки, которая живет за тюремными засовами. Те, кто хоть как-то связан в США с судопроизводством, юриспруденцией, федеральными и местными системами ГУИН, ИТК и прочего, с тихой обреченностью ждут опубликования в конце нынешнего января очередного доклада Юридического Центра Совета Органов Власти Штатов - Counсil of State Government’s Justice Center. Эта общенациональная организация готовит экспертные оценки по положению в той или иной области жизни Америки и рекомендации по урегулированию проблем.
Одна такая рекомендация уже точно известна: чтобы не тратить лишние деньги (а таковых в эти кризисные времена ни у кого уже нет), не создавать дополнительных проблем, штатам США придется сократить численность тюремного населения. Путь один – массовое досрочное освобождение заключенных из тюрем и еще более массовое снятие приговоров об условном заключении и условном освобождении. Иначе бюджетам штатов от финансовых проблем, как говорится, «век свободы не видать». Их тюрьмы и так распухли до предела, а на строительство новых нет средств. Дело дошло до того, что в практику уже вошел «экспорт заключенных»: Гавайи «одалживают своих» Аризоне, Оклахоме и Миссисипи, где еще есть свободные койки, а Калифорния посылает свою «братву» сидеть в Кентаки. Флорида, не имея денег на строительство, недавно закупила несколько тысяч палаток – климат «солнечного» штата позволяет зекам сидеть на улице. На тюремной, конечно, территории.
По официальным данным, на конец 2008 года общий бюджет органов власти штатов «на зону» (большинство тюрем в стране сидят на местных бюджетах) составил 50 млрд долларов. Еще 5 млрд долларов выделяло на «свои», федеральные тюрьмы правительство. Местные власти решили, что в период кризиса тратить такие деньжищи на зэков они просто не в состоянии. И не вправе, когда вокруг появляется все больше и больше свободных, но безработных американцев. А строить новые тюрьмы – об этом никому уже и говорить не хочется. Нет денег и не видно.
Нельзя сказать, чтобы в США планировали выбросить на улицу сразу тысячи и тысячи отпетых негодяев, рецидивистов, наркодельцов, маньяков, серийных убийц и прочую нелюдь. Нет, речь идет в первую очередь о «мягких» правонарушителях. Но, как уже не раз бывало, вместе с ними на свободу очень часто просачиваются и те, кто на этой свободе быть бы не должен.
Простые американцы масштабов грозящего пока еще не осознали: это придет позже, по мере нарастания потока освобождаемых. Но им явно предстоит ужаснуться. По самым скромным прикидкам, таких будут не тысячи, а десятки тысяч. Точной цифры пока не знает никто. Но вот неплохая иллюстрация грядущего. Даже губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер («Мистер мускул» всегда был сторонником жесткого обращения с преступниками) готовится в ближайшие полтора года вообще отменить практику наложения условных наказаний за ненасильственные преступления и преступления, не связанные с насилием на сексуальной почве. Таким образом, он намерен: a) сократить численность условно-освобожденных на 70 (!) тыс человек и b) сократить численность заключенных в тюрьмах на 15 тыс человек.
Калифорния, конечно, самый крупный штат США и по обычному и по тюремному населению. И страшные калифорнийские цифры вовсе не значат, что такому же числу американских «пацанов» предстоит «откинуться» раньше срока и в других штатах. Но арифметика и там пугает. Если учесть, что в среднем губернаторы штатов намерены «подстричь» свои «зоны» на 1000-2000 человек каждый, то цифра получается внушительная – от минимум 50 тыс до, возможно, 100 тыс выйдут из пенитенциарных заведений всех размеров.
Америка, надо сказать, уже не раз прибегала к подобного рода мерам. Это – вовсе не новость. Такое уже бывало и в 50-х прошлого века, и в начале 80-х (было досрочно отпущено примерно 20 тыс). Но предстоящих масштабов «отворения темниц» еще никто не видывал. Кризис.
Преступность в США, ясное дело, более жестокая, чем во многих других местах - в связи с относительной доступностью оружия. Но кое-что не до конца понятное социологам и психологам происходит и с американской пенитенциарной практикой. К середине прошедшего года США подошли с неприятным рекордом. Они стали ведущей мировой державой по числу тюремного населения.
По статистике Международного Центра Исследований Тюрем при Кингс колледже Лондонского университета – International Center for Prison Studies at King’s College London (он считается главным мировым авторитетом в этой области), в Соединенных Штатах за решеткой находятся 2,3 миллиона человек. На долю Америки приходится всего 5% мирового населения, но четверть всех заключенных! Такого количества нет даже в Китае с его 1,3 млрд человек. Поднебесная стоит на втором месте – 1,548 миллиона зеков. Россия – на третьем, 870 тысяч человек. В соотношении к числу свободных и посаженных мы, правда, на втором месте – у нас 627 сидящих на каждые 100 тыс населения. В Америке этот показатель 751 к 100 тыс населения. В Европе лидирует Британия - 151 на 100 тыс.
Американцы начали плодить свое тюремное население примерно в середине 80-х прошлого века, когда в стране началась яростная, иными словами и не скажешь, кампания по борьбе с наркоманией. Были введены законы, беспощадно карающие даже за мелкие правонарушения, связанные с наркотиками (нашли на тебе грамм-полтора – полтора года тюрьмы). По этой причине число заключенных, осужденных по «легким наркотическим статьям», выросло с 40 тысяч в 1980-м до более чем 500 тысяч в настоящее время.
Вообще упомянутая выше цифра в 2,3 миллиона человек не совсем точно отражает то, насколько строги США по отношения к своим правонарушителям. Если учесть всех, получивших условные приговоры, и всех, получивших условно-досрочные освобождения (таковые находятся под присмотром отделов по условным освобождениям и должны ежедневно или еженедельно «отмечаться» у «своего» наставника, иначе обратно на весь срок), получается, что в США на сегодня сидят в тюрьме или полусвободны ровно 7,3 миллиона человек (!)
И дело не в том, что американцы, будучи по характеру весьма необузданными, испытывают необъяснимый, генетический магнетизм решетки. Дело в системе. В Америке за одни и те же правонарушения сидят почти вдвое больше, чем в Европе или Японии. Здесь можно, например, запросто «загреметь» за решетку на полгода или более за подделанный чек, чего не увидишь ни в одной стране ЕС. Майкл Тонри (Michael Tonry), один из ведущих экспертов упомянутого центра Лондонского университета, вывел странную закономерность при изучении американской и вообще англосакской системы судопроизводства. «Пока не совсем понятно, почему именно, но англосакская культура делает все англоговорящие страны гораздо более жесткими, когда речь заходит о карательных мерах. Возможно, отгадка здесь в их большей капиталистичности и меньшей социальной демократичности. И на все это накладывается еще и аскетическая протестантская религиозная этика».
Статистика показывает, что чем больше американцев «сидят за решеткой в темнице сырой», тем действительно меньше уровень преступности. Но социологи предостерегают – не так тут все и просто. «Связь здесь есть, - считает профессор Адам Гелб (Adam Gelb) – один из авторов последнего доклада о положении в американских тюрьмах, проведенного авторитетнейшим исследовательским Pew Center on the States. – Но это если не учитывать влияния на уровень преступности уровня безработицы, уровня зарплаты, соотношения числа полицейских к числу населения, пропорции молодежи в общем числе населения, пропорции бездомных, цвета кожи, образования…».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции