Иван Захарченко, международный обозреватель
МОСКВА, 14 янв - РИА Новости. Планы проводить "мудрую внешнюю политику", которые обозначила бывшая первая леди США, а теперь будущий госсекретарь Хиллари Клинтон, дают России основание надеяться на прогресс как в области стратегических наступательных вооружений, так и в обеспечении стабильности в мире в целом.
Внешнеполитические цели и задачи будущей администрации Барака Обамы, инаугурация которого намечена на 20 января, Хиллари Клинтон изложила ранее на этой неделе на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам.
По ее словам, избранный президент и она сама убеждены, что внешняя политика США должна основываться "на сочетании принципов прагматизма, а не жесткой идеологии; на фактах и свидетельствах, а не на эмоциях и предубеждениях".
Звучит многообещающе, и сами американцы, судя по газетам в США, надеются, что Америка "возвращается", то есть от последствий президентства Джорджа Буша, признанного неудачным во всех отношениях, удастся избавиться как можно скорее.
В прошлом году в России также произошла смена президента, но отношения с США для Москвы остаются в числе основных внешнеполитических приоритетов.
Сотрудничество, безусловно, предполагает взаимную выгоду и баланс интересов, и это не может не понимать новое руководство США. Если американская дипломатия действительно будет основываться на прагматизме, о которых говорили и Барак Обама, и Хилари Клинтон, выбор Вашингтона в пользу полноценных и полноформатных отношений с Россией стал бы естественным и логичным.
Настрой на развитие российско-американского диалога на прагматичной основе с учетом интересов каждой из сторон, проявленный Хилари Клинтон на слушаниях по ее утверждению на посту госсекретаря США, был явно с воодушевлением воспринят в Москве. Такой подход "заслуживает поддержки", считают в МИД России. И чем скорее будут налаживаться контакты с новой администрацией США, тем лучше.
В частности, Хилари Клинтон обещала добиваться договоренности с Россией о продлении договора о стратегических наступательных вооружениях по части мониторинга и проверок до истечения срока его действий в декабре 2009 года, а также о дальнейших сокращениях ядерных вооружений.
В любом случае, как полагают наблюдатели, новая американская администрация будет стараться избегать излишнего нагнетания напряженности в отношениях двух стран перед лицом вороха проблем, не только оставшихся в "наследство" от президентства Джорджа Буша, включая войны в Ираке и Афганистане, но и появившихся в последнее время, в том числе палестино-израильский конфликт в секторе Газа и морское пиратство в районе Африканского рога.
Российские дипломаты полагают, что отправной точкой для развития отношений с США может послужить та база взаимодействия, которая закреплена в сочинской Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений от 6 апреля 2008 года. В ней отмечается, что в основе российско-американских отношений должны быть заложены основополагающие принципы дружбы, сотрудничества, открытости и предсказуемости.
Как отмечают в российском внешнеполитическом ведомстве, Россия готова активно работать в этом направлении, и диалог с США должен быть "уважительным, честным и открытым".
Россия уже высказала ранее ряд принципиальных соображений по таким важнейшим вопросам международной политики, прежде всего, относительно нового видения трансатлантической безопасности и совершенствования мировой финансовой системы. Москва излагала Вашингтону предложения по военно-стратегическим и экономическим вопросам двусторонних российско-американских отношений и готова двигаться вперед, надеясь, что новая администрации США ответит взаимностью.
Договор по СНВ
Срок действия прежнего договора истекает 5 декабря 2009 года. Он был подписан в 1991 году президентами СССР и США и обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до шести тысяч.
В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем.
Потом было подписано двустороннее соглашение о сокращении к 31 декабря 2012 года стратегических наступательных потенциалов СССР и США до 1700 - 2200 ядерных боезарядов.
Россия в 2005 году предложила американской стороне заключить новое соглашение взамен договора о СНВ.
На саммите "большой восьмерки" летом 2006 года в Санкт-Петербурге тогдашний президент России Владимир Путин договорился с Джорджем Бушем начать диалог о судьбе прежних договоренностей по стратегической стабильности. В Сочи, и это закреплено в декларации 2008 года, они подтвердили намерение сокращать стратегические наступательные потенциалы до минимально возможного уровня, соответствующего требованиям национальной безопасности и союзническим обязательствам.
Лидеры России и США обещали продолжить выработку юридически обязывающей договоренности на замену договора о СНВ.
Противоракетная оборона
США планируют разместить в Чехии радар, а в Польше - 10 ракет системы ПРО в 2011-2012 годы для обнаружения и уничтожения ракет, нацеленных на США и Европу. В России рассматривают эти планы как угрозу для ее безопасности.
В качестве альтернативы Москва предложила совместное использование Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане, а также создание общей системы реагирования на потенциальные ракетные угрозы. Это не убедило США отказаться от своих прежних планов, и президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в послании Федеральному Собранию заявил, что в качестве ответа на ПРО США в Европе Россия может разместить в Калининградской области ракетные комплексы "Искандер" и осуществлять радиоэлектронное подавление элементов противоракетной обороны.
Вместе с тем, в "Сочинской декларации" зафиксирована обоюдная заинтересованность в создании совместной системы реагирования на возможные ракетные угрозы, в которой Россия, США и Европа участвовали бы как равноправные партнеры.
Ракеты среднего и малого радиуса действия
Решение США по ПРО будет определять судьбу Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который был подписан в декабре 1987 года бывшим СССР и США и вступил в силу 1 июня 1988 года. К июню 1991 года договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведенные ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов.
Договор о РСМД имеет бессрочный характер, но каждая из сторон вправе его расторгнуть при наличии убедительных поводов.
Россия неоднократно заявляла, что не намерена инициировать разрыв соглашения, но дальнейшее участие ее в договоре во многом будет зависеть от действий США в области противоракетной обороны. Москва также призывает сделать универсальным российско-американский Договор о РСМД, придав ему многосторонний характер. На сессии Генассамблеи ООН в 2007 году было распространено совместное американо-российское заявление по договору о РСМД, в котором содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсуждать возможность глобализации режима договора путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 километров.