Одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви по праву считается преподобный Серафим Саровский - великий старец и подвижник веры. Жизнь преподобного была отмечена большой скромностью, присущей русским святым. 15 января - день памяти Серафима Саровского.
Серафим Саровский (в миру - Прохор Исидорович Машнин) родился в Курске 19 июля 1754 года. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.
20 ноября 1778 года он пришел в Саров. Под руководством своего духовника старца Иосифа Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря.
Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим; через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона.
В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля – отца Исаии – и ушел в пустынную келью в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Самостоятельно добывая себе пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки.
Пятнадцать лет преподобный провел в молитвенных подвигах, в полном безмолвии, соблюдая строгий пост, а также занимаясь телесными трудами.
В 1810 году преподобный Серафим вернулся в Саровский монастырь и провел в своей келье в затворе 15 лет.
После явления Пресвятой Богородицы в 1825 году преподобный Серафим начал принимать посетителей. И богатые, и бедные, и знатные и простые ежедневно тысячами приходили к его келье и открывали свои скорби и нужды. Он всех встречал с любовью, приветствуя: "Христос воскресе!", всех благословлял, назидал, исцелял больных. Радостное, мирное настроение духа он старался передавать и другим.
В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. После долгих мытарств чудотворные мощи святого обрели покой именно в этой обители. Смерть старец принял стоя на коленях перед иконой Божией Матери. Это произошло 15 января 1833 года, и погребен он был у алтаря Успенского собора Саровской пустыни.
В июле 1903 года при участии императора Николая II и царской семьи состоялась торжественная канонизация святого. Мощи преподобного Серафима были открыты для всеобщего почитания. В 1919 году большевики закрыли Саровскую обитель. А в начале 1920‑х из собора, построенного благодарным императором, были изъяты мощи преподобного Серафима, рака с мощами была вскрыта и вывезена в Москву, Свято-Серафимовская церковь была превращена в городской театр, а келья уничтожена. Сначала мощи святого старца были выставлены в Румянцевском музее, а вскоре их след затерялся. Местонахождение их в течение многих десятилетий оставалось совершенно неизвестным, вновь они были обнаружены только в январе 1991 года в Казанском соборе Ленинграда.
11 января 1991 года состоялась передача мощей; 6-7 февраля 1991 года мощи при участии Патриарха Алексия II были доставлены в Москву из Троицкого собора Александро-Невской Лавры и крестным ходом перенесены в Богоявленский кафедральный собор.
28 июля 1991 года крестный ход с мощами отправился из Москвы, и 1 августа 1991 года при большом стечении народа преподобного встречали в Дивеевском монастыре.
Учение и образ Серафима Саровского чтили многие русские религиозные философы. Они считали его "пророком нового качества христианской жизни, ее обновления и возвращения в апостольскую эпоху".