МОСКВА, 15 янв - РИА Новости. Российский авторынок в 2008 году оказался одним из самых быстрорастущих в мире и с учетом импортированных б/у машин, похоже, превзошел крупнейший рынок в Европе - немецкий. На этот год пессимисты предсказывают 50%-ное снижение продаж, пишет газета "Ведомости" в четверг.
Продажи иномарок в России за 2008 году выросли на 26% до 2,08 миллиона, отчиталась вчера Ассоциация европейского бизнеса. Учитывая продажи российских производителей, рынок вырос примерно на 16% до 2,77 миллиона машин. Российский рынок - на пятом месте после США, Китая, Японии и Германии. Но если учитывать и импортированные подержанные иномарки, Россия выходит на первое место в Европе: по данным ACEA, в Германии в 2008 году было продано 3 миллиона новых автомобилей; по оценке "Автостата", в 2008 году в Россию ввезено 400 тысяч б/у иномарок и общая цифра возрастает до 3,17 миллиона машин.
Показать рост авторынку России позволило ударное первое полугодие. Продажи иномарок достигли пика в апреле-июле, а потом резко пошли на спад, пишет газета.
Директор московского офиса A. T. Kearney Евгений Богданов прогнозирует, что в 2009 году рынок недосчитается 600 тысяч - 700 тысяч машин и составит 2-2,1 миллиона машин. Такая же оценка у аналитика ИК "Метрополь" Михаила Пака.
В первую очередь сокращение произойдет за счет импортных автомобилей в сегменте 15 000-30 000 долларов. Это те машины, за счет которых рынок так быстро рос в последние 2-3 года. Пострадают также Daewoo Nexia, Hyundai Accent, жизненный цикл которых давно истек.
Факторов снижения несколько, говорит Пак. Кризисные - сворачивание рынка автокредитования, снижение платежеспособного спроса.
На структуру рынка в пользу автомобилей российского производства повлияет повышение пошлин на импортные иномарки и обещанное правительством субсидирование кредитной ставки на покупку машин до 350 тысяч рублей.
Из-за запретительной пошлины импорт подержанных автомобилей сократится с 400 тысяч до 300 тысяч машин, прогнозирует Пак.
Средняя цена нового автомобиля в России, которая в первом полугодии 2008 года достигла 22 350 долларов, снизится, констатирует аналитик PwC Стенли Рут. По базовому сценарию она составит 20 тысяч долларов, а в пессимистическом - и вовсе 18 тысяч (это показатель 2006-2007 годов).
Доля российского производства, учитывая антикризисные меры правительства, повышение курса доллара и остальные кризисные факторы, в 2009 году вырастет, считает эксперт по автопрому Ernst & Young Иван Бончев. В этом году автозаводы выпустят около полутора миллиона машин под российскими брендами и займут уже около 70% рынка вместо 50% по итогам прошлого года.
Автомобильные дилеры уверены, что наступивший год будет тяжелым. В 2009 году по сравнению с 2008 годом продажи упадут на 30-40%, прогнозирует директор по маркетингу "Автолэнд-Сибири" Ирина Харина. Гендиректор самарского "Арго-моторс" (дилер Audi и Hyundai) Леонид Захаров ждет 50%-ного падения, пишут "Ведомости".