НОВОСИБИРСК, 14 янв - РИА Новости. Вертолет Ми-171 (модификация Ми-8) авиакомпании "Газпромавиа" 9 января потерпел крушение в районе горы Черная, совершая рейс по маршруту Бийск - Чемал - Кош-Агачский район Республики Алтай. На борту воздушного судна находились три члена экипажа и восемь пассажиров. Целью полета была охота.
В результате авиакатастрофы погибли семь человек, в их числе: полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, капитан воздушного судна Алексей Баяндин, бортмеханик Александр Вертей, председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира республики Виктор Каймин, руководитель ансамбля "Ярманка" Василий Вялков, референт аппарата Госдумы Сергей Ливишин, пилот ГУ РА "Алтайская база авиационной охраны лесов Авиалесоохрана" Владимир Пидопригора.
Среди выживших: второй пилот Максим Колбин, заместитель председателя правительства республики, полпред региона в Москве Анатолий Банных, член объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николай Капранов и его друг Борис Белинский.
Искали двое суток
Вертолет из Бийска в 09.00 местного времени 9 января в Чемале взял на борт пассажиров и отбыл по направлению в Кош-Агачский район. В последний раз Ми-171 вышел на связь в 12.00, а в контрольные 13.00 связаться с воздушным судном уже не удалось.
Началась масштабная поисковая операция. Были задействованы все возможные местные наземные и воздушные силы, включая пограничников, развернули работу с населением с целью получения какой-либо наводящей информации. Также в регион были направлены дополнительные силы МЧС. В итоге работала спасательная группировка общей численностью 283 человека, было задействовано 13 единиц авиационной техники.
Обнаружили вертолет 11 января практически одновременно около 15.15 местного времени наземная и авиационная поисковые группы. По оценке МЧС, поисковая операция продолжалась недолго. Как отметил врио начальника Сибирского центра МЧС РФ Данияр Сафиуллин, в подобных случаях операции иногда продолжаются 15-18, а то и 30 дней.
Как сказал второй пилот разбившегося Ми-8 Максим Колбин, выжившие ночевали у вертолета, соорудив ночлег из подручных материалов. Пытались подавать сигналы о помощи через аварийную радиостанцию и с помощью сигнальных ракет. На запросы по радиостанции на аварийной частоте ответов не было. Также Колбин взбирался на гору, чтобы оставить там сигналы для спасателей.
По его словам, над ними пролетали поисковые самолет и вертолет, но воздушные суда их не заметили. И тогда, уже 11 января, пилот отправился сам искать помощи. Пройдя примерно километр, он увидел поисковый снегоход.
Не включили аварийный радиомаяк?
В среду, 14 января, глава МЧС РФ Сергей Шойгу предложил возложить затраты на поиски пропавших самолетов и вертолетов на производителей радиомаяков, которые, по его заявлению, не работают в случаях чрезвычайных происшествий.
Шойгу сообщил журналистам, что с тех пор, как была в 2003 году введена система радиомаячков, она ни разу себя не оправдала.
По его словам, на операцию по поиску пропавшего на Алтае вертолета Ми-8 было потрачено порядка 22,5 миллиона рублей, при том, что радиомаяк стоит порядка 300 тысяч рублей.
Министр сообщил, что МЧС и Минтранс в настоящее время готовят претензии к производителям радиомаячков.
Как в свою очередь сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор НИИ Космического приборостроения (НИИ КП) Юрий Королев, радиомаяк АРМ-406 разбившегося на Алтае вертолета был полностью исправен и перед полетом просто не был переведен пилотами в рабочий режим.
"Как только 11 января спасатели добрались до места катастрофы, один из бойцов МЧС в 14.05 мск с целью проверки работоспособности включил на разбившемся вертолете наш радиомаяк и он немедленно начал передавать сигнал бедствия, первым принятый спасательным центром в Индии. Уже в 14.08 мск в Москве было понятно, что за вертолет, какой его бортовой номер, и где он упал",- сказал Королев.
Стреляли животных из Красной книги?
На фотографиях, появившихся в алтайских СМИ, рядом с разбитым вертолетом запечатлены туши животных. Как заявили эксперты, это архары, занесенные в Красную книгу РФ и международную Красную книгу, и которых насчитывается всего не более 200 особей.
В связи с этим, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России в среду направил письмо Генеральному прокурору РФ с просьбой проверить законность охоты.
"Факт браконьерства, согласно фотографиям, опубликованным в СМИ, для нас очевиден, мы просим прокуратуру выяснить, во-первых, законность самой охоты, ведь ее сезон давно закрыт, во-вторых, мы просим выяснить, велся ли отстрел животных с вертолета, что также запрещено, и, в-третьих, уничтожались ли животные, занесенные в Красную книгу РФ", - заявил РИА Новости глава WWF России Игорь Честин.
В Алтайском государственном заповеднике также подтвердили, что охота на горного барана (архара) категорически запрещена. Заместитель директора заповедника Светлана Щигрева также сказала, что архар считается для коренных жителей священным животным, и назвала произошедшее "вопиющим случаем".
Кроме того, она отметила, что вертолет разбился рядом с территорией Алтайского заповедника.
В правительстве Республики Алтай сообщили только то, что целью полета была охота. Как сказал журналистам глава региона Александр Бердников, у охотников были все разрешительные документы. При этом официальной информации, на каких именно животных были выданы лицензии, пока нет.
Согласно Правилам охоты на территории Республики Алтай, утвержденным правительством региона, сезон разрешенной охоты закрылся 31 декабря.
Так, добыча лося, марала, пятнистого оленя может осуществляться на взрослых самцов - с 20 августа по 31 декабря, на других половозрастных особей - с 1 октября по 31 декабря. Косулю сибирскую разрешено отстреливать: взрослых самцов - с 5 августа по 31 декабря, других половозрастных особей- с 1 октября по 31 декабря. Охота на сибирского горного козла разрешена: на взрослого самца - с 20 августа по 15 ноября, других половозрастных особей - с 1 октября по 15 ноября. Кабаргу можно добывать с 1 октября по 31 декабря.
Азарт охотника и ошибка пилота?
Следствие в числе прочих рассматривает версии технической неисправности и ошибки пилота. Однако, авиакомпания "Газпромавиа" заявила о том, что Ми-171 был полностью исправен. Вертолет 2007 года выпуска прошел предполетный технический осмотр, имел общий налет 260 часов.
Также в авиакомпании говорят о компетенции экипажа. Погибший командир Ми-171 Алексей Банядин - пилот первого класса имел налет 12 тысяч 934 часа, из них 11 тысяч - в качестве командира воздушного судна. Бортмеханик Александр Вертей - 12 тысяч 533 часа.
Однако, как сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах региона, причиной катастрофы могли стать ошибочные действия пилотов на предельно низкой высоте. Эта же версия активно обсуждается в СМИ и на форумах.
Исходя из того, что целью полета была охота, на месте крушения найдены туши животных, а вертолет катился по склону горы, большинство сходится на том, что стреляли прямо с борта. И именно поэтому Ми-8 снизился до опасной высоты. При этом он мог зацепить винтом склон горы или попасть под порыв сильного бокового ветра, в результате чего и опрокинулся.
Кроме того, на сегодня достоверно неизвестно - кто находился в кресле второго пилота. Максим Колбин сообщил, что был в грузовом отсеке вертолета. Местные СМИ высказывают со ссылкой на "свои" источники версию о том, что на месте второго пилота мог находиться Владимир Пидопригора, так как, будучи местным, хорошо знал район и имел больший опыт полетов над горным рельефом, нежели экипаж. Однако, при этом также говорится о том, что он практически не имел опыта полета на данной модификации Ми-8.
Версия об отказе двигателей опровергнута
Оставшиеся в живых второй пилот Максим Колбин и вице-губернатор Анатолий Банных заявили, что у вертолета отказал двигатель. Однако, первые результаты расшифровки "черных ящиков" это не подтверждают.
"Предварительный анализ параметрической информации показал, что до столкновения вертолета с земной поверхностью двигатели вертолета были работоспособны. Работы по расшифровке и анализу полетной информации продолжаются", - сообщил в среду Межгосударственный авиационный комитет.
Первоначально в пользу версии об отказе двигателя говорило и предположение следствия о плохом качестве топлива. В частности, как рассказал врио начальника Сибирского регионального центра МЧС РФ Данияр Сафиуллин, из-за плохого топлива не смог взлететь один из вертолетов МЧС.
Но следствие обнародовало предварительные данные исследования, согласно которым топливо было удовлетворительного качества.
Будут ли виновные?
Пока никто не берется говорить о чьей-либо возможной вине.
Уголовное дело возбуждено по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта), 3-я часть которой (повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) предусматривает наказание до семи лет лишения свободы.
Охота на животных, занесенных в Красную Книгу РФ, а также с применением воздушного судна, является уголовным преступлением и квалифицируется в соответствии с пунктами "б, в" части 1 статьи 258 УК РФ, что предполагает наказание от штрафа до 200 тысяч рублей до ареста на срок до шести месяцев.
Эти же деяния, совершенные с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируются в соответствии с 2 частью статьи 258, предусматривающей штраф до 300 тысяч рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности.
Однако, никакой информации о расследовании этого обстоятельства произошедшего пока нет. Правоохранительные органы на сегодня отказались как-либо комментировать возможный факт браконьерства.