Рейтинг@Mail.ru
Будущее палубной авиации - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущее палубной авиации

© РИА НовостиКаждый дальний поход тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» становится поводом для очередного раунда споров о будущем авианосцев и палубной авиации в составе ВМФ России
Каждый дальний поход тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» становится поводом для очередного раунда споров о будущем авианосцев и палубной авиации в составе ВМФ России
Читать ria.ru в
Дзен
Каждый дальний поход крейсера "Адмирал Кузнецов" становится поводом для очередного раунда споров о будущем авианосцев и палубной авиации в составе ВМФ России. Не стал исключением и "крайний" выход на учения в Средиземное море, омраченный ЧП – пожаром на борту авианосца, вследствие которого погиб один из матросов.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

Каждый дальний поход тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» становится поводом для очередного раунда споров о будущем авианосцев и палубной авиации в составе ВМФ России. Не стал исключением и «крайний», как выражаются на флоте, выход «Кузнецова» на учения в Средиземное море, омраченный ЧП – пожаром на борту авианосца, вследствие которого погиб один из матросов.

Единственный в настоящее время авианесущий корабль ВМФ России имеет нелегкую судьбу – заложенный еще в 1982 году, он вступил в строй в 1991, сменив по пути несколько имен – «Леонид Брежнев», «Рига», «Тбилиси» и, наконец, «Адмирал Кузнецов». Предполагалось, что к началу нового тысячелетия этот корабль, первый в СССР способный принимать и запускать самолеты с нормальным взлетом и посадкой, будет одним из восьми авианесущих крейсеров советского флота. До «Кузнецова» СССР уже построил четыре авианесущих крейсера способных принимать и запускать самолеты вертикального взлета и посадки, а после него планировалась постройка еще как минимум трех кораблей под «нормальные» самолеты. Однако однотипный «Кузнецову» «Варяг», так и не введя в строй, продали в итоге Китаю, а более крупный «Ульяновск», который планировалось оснастить ядерной энергетической установкой, разрезали на стапелях Николаевского завода в 1992 году. Уже построенный «Кузнецов», возможно, был спасен от участи своих собратьев, благодаря действиям командования ВМФ СССР и офицерского состава корабля, которые обеспечили экстренный вывод корабля 1 декабря 1991 года из базы Севастополя и переход на северный флот, что уберегло авианосец от претензий со стороны Украины.

Несмотря на этот шаг «Кузнецов» долгое время балансировал «на грани» – развал СССР и практически полная остановка военных заказов привела к тому, что корабль так и не получил полноценного авиакрыла. Вместо 50 с лишним летательных аппаратов, которые может вместить его ангарная палуба, «Кузнецов» имеет лишь полтора десятка истребителей Су-33, 3-5 учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ и около десяти вертолетов. Авианосец не получил ни истребителей МиГ-29К, которые могли бы дополнить тяжелые Су-33 в качестве машин ПВО ближней зоны, ни самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Як-44, что сильно ограничило его возможности.

Неприятностей добавило и техническое состояние корабля – котлы энергетической установки оказались не слишком надежными, а развал военной промышленности значительно осложнил их ремонт. Этой же причиной объясняется обвальное сокращение числа боеготовых эсминцев проекта 956, которые оснащены теми же энергетическими установками и похожими котлами (только имеют две турбины вместо четырех на авианосце). Единственный в 90-е годы дальний поход «Кузнецова» в Средиземное море в 1995 году едва не закончился трагедией – из-за проблем с котлами в шторм корабль едва не выбросило на скалы близ острова Мальта.

В итоге «Кузнецов» прочно прописался у стенки СРЗ-55 в Мурманске, а его состояние лучше всего определялось словами «вечный ремонт». Условия службы на корабле в это время также оценивались как очень плохие. «Кузнецов» нес и людские потери – в 2001 году в ходе показательных полетов на аэродроме Остров под Псковом разбился генерал Апакидзе – первый летчик советской морской авиации, посадивший истребитель на палубу корабля, фактически создавший и долгое время возглавлявший авиакрыло «Адмирала Кузнецова».

Однако с течением времени ситуация начала меняться. Увеличение финансирования ВМФ позволило ввести корабль в строй, устранив основные технические замечания, дать нормальные часы налета пилотам палубной авиации и организовать периодические дальние походы авианосца с отработкой разнообразных учебных задач.

Тем не менее, корабль не вечен – даже при условии полноценного капитального ремонта «Кузнецов» вряд ли прослужит больше 30-35 лет, то есть, до 2020-25 года. С учетом скорости постройки кораблей и проектирования летательных аппаратов неизбежно встает вопрос, что будет с российской палубной авиацией дальше? Без замены все походы «Кузнецова» и полеты с него теряют смысл – накопленный опыт эксплуатации авианосца и палубной авиации уйдет в песок. Ответ на этот вопрос был дан совсем недавно – когда высшее командование вооруженных сил и руководство страны заявило о необходимости строительства авианосцев для ВМФ России.

В этой связи неизбежно возникает ряд следующих вопросов, и прежде всего – о способности российской промышленности в сегодняшних условиях построить авианосец. С учетом того, как трудно продвигается перестройка по индийскому заказу авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», российской промышленности в этом вопросе действительно не обойтись без иностранной помощи, и в этой связи интерес, проявленный главкомом ВМФ России к возможностям французских судостроителей вполне объясним.

Немногим проще ситуация с самолетами – в свое время Су-33 был достаточно быстро создан на основе Су-27, и, по мнению ряда специалистов нет непреодолимых препятствий к тому, чтобы создать следующий палубный истребитель на базе новейшего Су-35БМ или перспективного самолета пятого поколения. Однако необходимо помнить о том, что авианосцу требуются разнообразные летательные аппараты помимо истребителя, а кроме того необходимы условия базирования, подготовленный личный состав и корабли эскорта. В результате вопрос стоит не просто об абстрактной способности построить и ввести в состав флота коробку водоизмещением в несколько десятков тысяч тонн, а о воссоздании флота, как сбалансированного вида вооруженных сил, обеспеченного всем необходимым для своей жизнедеятельности.

Способна ли на это наша страна, мы узнаем очень скоро. Уже в ближайшие несколько лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала