МОСКВА, 14 янв - РИА Новости, Мария Ганиянц. Сборы от кинопроката в 2009 году впервые за много лет не вырастут по сравнению с предыдущим годом, уверен президент компании "СТС Медиа" Александр Роднянский.
"Зрители в кино ходят, и в этом году объем рынка будет сопоставим в рублевом отношении с прошлым годом, но в переводе в доллары кинопрокат потеряет 20-30%. Поэтому 2009 год будет первым за много лет, когда наш кинопрокат не вырастет по сравнению с предыдущим годом", - рассказал Роднянский в интервью РИА Новости.
Он напомнил, что главным импульсом похода в кино является "мотив совместного досуга с друзьями или семьей". "Сначала зрители начинают экономить на напитках и еде, потом на повторных походах в кино, и последним станет отказ от посещений кинотеатра", - пояснил Роднянский, добавив, что на бюджетах, которые люди тратят на "свободное время" кризис скажется, но "говорить, что прокат погибнет - нельзя".
"Обитаемый остров" обошел конкурентов
Роднянский, как продюсер фильма "Обитаемый остров", рассказал, что лента собрала в прокате по России 559,8 миллионов рублей за период с 1 по 11 января. Он добавил, что две другие отечественные ленты, стартовавшие в 20-х числах декабря 2008 года - "Стиляги" и "Любовь-Морковь 2" - собрали до 11 января 406 миллионов рублей и 497,6 миллионов рублей соответственно.
"Для нас этот старт очень хорош, так как он дает отличную платформу для дальнейшего проката первого фильма и прекрасную перспективу проката второго фильма. "Обитаемый остров" - дилогия, и второй фильм будет стоять на плечах первого", - отметил собеседник агентства.
Он добавил, что "столь удачный старт вселяет уверенность в успешном будущем очень рискованного кинопроекта", так как скоро начнется DVD-релиз и недавно подписаны контракты телевизионных продаж. "В России фильм купил государственный телеканал "Россия", на Украине - телеканал ICTV. А наш международный агент - крупнейшая голливудская компания William Morris Agency - рассчитывает на международный потенциал картины", - сказал он.
Продюсер уверен в том, что удастся вернуть затраты на обе картины. Совокупный бюджет дилогии 36,6 миллионов долларов.
При этом, Роднянский не стал скрывать, что прогнозы экономистов на весну его пугают, поэтому прокат второй части "Обитаемого острова", который назначен на апрель, может быть "отложен до лучших времен".
Он также предположил, что в ближайший год не планируется одновременный выход в прокат нескольких сильных отечественных картин. "Для зрителя было здорово, что три больших русских фильма вышли вместе, но конкуренция была серьезной, и в итоге каждый из фильмов немного недобрал", - отметил он, говоря о трех новогодних премьерах - "Стиляги", "Обитаемый остров" и "Любовь-Морковь 2".
Роднянский пояснил, что сегодня у зрителей нет бюджета, чтобы посмотреть все три фильма, и "они выбирают одну, максимум две ленты". Собеседник агентства напомнил, что хит прошлогодних новогодних каникул "Ирония судьбы. Продолжение" шла в течение трех недель огромным количеством копий и некоторые зрители сходили на картину по несколько раз.
"Впрочем, учитывая то, что все три фильма очень сильные, то у них жизнь долгая, они могут быть показаны на телевидении, DVD и за границей", - сказал он.
Кинорынок может уступить позиции
Роднянский напомнил, что "кинопрокат независим от российского производства фильмов", которое в ближайшее время ждет резкое сокращение, "заморожено уже много проектов". "Это связано с радикальным изменением финансирования кинопроизводства", - рассказал он.
По словам собеседника агентства, раньше было четыре главных источника финансирования: банковские кредиты и частные инвестиции, государственные деньги, средства телевизионных каналов, а также деньги производственных компаний.
"Сегодня ни банковские кредиты, ни частные инвестиции практически не доступны, так как все пытаются выжить в профильных областях. Телевидение стало жестче контролировать расходы на то, что не связано с непосредственным наполнением эфира. Телеканалам будет проще потратить деньги на несколько недорогих телевизионных фильмов, чем на один амбициозный проект, и выгоднее купить права на киноленту за несколько миллионов долларов, чем инвестировать десятки миллионов в производство", - пояснил он.
У самих компаний-производителей, по его словам, средств тоже не осталось: "Аналогов голливудских мейджеров с библиотеками фильмов, которые приносят стабильный доход, в России нет. Выход - в объединении компаний производителей, когда вместо сотен мелких игроков появятся ряд крупных. Консолидация - будущее российского кино", - уверен он.
По мнению Роднянского, "роль государства как киноинвестора, напротив, вырастет".
В заключение разговора он сказал, что "большое достижение российского кино в том, что оно отвоевало 35% рынка проката у западных фильмов, но это соотношение может измениться, если производство снизится или пойдут некачественные фильмы".