Улицы покрылись коркой льда, образовавшейся из-за потепления до плюсовых температур, высокой влажности воздуха и сильного ветра. Несмотря на то, что дороги обрабатывают реагентами, а тротуары посыпают мелким щебнем, передвигаться по городу непросто.
Гололед на дорогах России - не в новинку, и коммунальные службы издавна борются с ним разными способами. В 60-х годах прошлого века основным противогололедным реагентом была пескосоляная смесь, это один из самых дешевых способов борьбы с гололедом. Однако весной скопившийся на дорогах песок забивал водостоки и оставался на дорогах и тротуарах. С 1995 года было принято решение в качестве противогололедного реагента использовать техническую соль, однако соль разъедала автомобили и обувь, а пары солей натрия разъедали вставки электропроводов. В результате засоления почв повсеместно стали погибать и растения.
В 2001 году в Москве перешли к использованию экологически благополучных противогололедных реагентов - "Биомаг" и ХКФ (хлористый кальций, ингибированный фосфатами), жидкие ХКМ (хлористый кальций модифицированный) и "Нордекс". Но эти реагенты обнаружили свойство создавать "масляную" пленку на дороге, в результате чего тормозной путь автомобиля увеличивался в несколько раз. В 2005 году московские власти отказались от применения хлористого магния ("Биомаг").
Сейчас в качестве основного противогололедного средства для обработки проезжей части используется жидкий реагент – 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ). Он обладает рядом преимуществ: нормы его расхода в среднем на 30-40% ниже, он весьма эффективен при низких температурах (до 35° С), не позволяет образовываться гололеду и накатам. Кроме того, эти реагенты улучшают состояние почвы. Есть и недостатки: действует он всего 3 часа, коэффициент сцепления шин с дорогой снижается на 30%, если же на дороге есть пленка из машинного масла, бензина, а поры асфальта забиты резиновой крошкой, то ХКМ еще больше теряет в эффективности. Кроме того, ХКМ вызывает аллергию у людей и разъедает металл автомобилей и обувь. Хлористый кальций небезопасен и для животных.
В качестве противогололедного реагента для тротуаров и пешеходных дорожек используется мраморная или гранитная крошка. У нее много достоинств: крошка не несет опасности для окружающей среды и является достаточно эффективным противогололедным средством. Однако ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в грязь.
Между тем, существуют и "народные" способы борьбы с гололедом. Самый известный - приклеить к подошве обыкновенный медицинский пластырь и поролон. Также можно попрыскать подошву лаком для волос. Те, у кого есть собака, могут приклеить к подошве клочки ее шерсти.
Можно намазать подошву клеем, а потом посыпать на него песок. Еще одно антигололедное средство - наждачная бумага. В сильный мороз эффективен такой "рецепт" - на ночь натереть подошву обуви смесью тертого картофеля (с кожурой), а потом дать постоять ботинкам на улице.
В аптеках можно приобрести ледоступы - специальные "тапочки" с шипами, которые надеваются поверх обуви. В обувных магазинах можно купить специальные "подковки" для обуви.