Рейтинг@Mail.ru
"Я, Барак Хусейн Обама..." - РИА Новости, 13.01.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Я, Барак Хусейн Обама..."

Читать ria.ru в
Дзен
20 января, в полдень Обама принесет клятву и станет 44-м президентом Соединенных Штатов. Чуть раньше будет приведен к присяге вице-президент Джо Байден, а уже на этой неделе Конгресс активно рассматривает кандидатуры президентских выдвиженцев, требующих утверждения Капитолием. Во вторник слушаниям "подвергнутся" кандидат на пост министра энергетики Стивен Чу и будущий госсекретарь Хиллари Клинтон.

Через неделю, 20 января, в полдень Обама принесет клятву и станет 44-м президентом Соединенных Штатов. Чуть раньше будет приведен к присяге вице-президент Джо Байден, а уже на этой неделе Конгресс активно рассматривает кандидатуры президентских выдвиженцев, требующих утверждения Капитолием. Так, во вторник слушаниям «подвергнутся» кандидат на пост министра энергетики Стивен Чу и будущий госсекретарь Хиллари Клинтон.

Однако пока внимание публики, не считая антикризисных мер и разговоров о будущем американской экономики, сосредоточено на инаугурации.

Инаугурация – это не просто процесс в несколько минут с произнесением клятвы. Это целый набор действ, растянутых на дни, в которых задействованы тысячи американцев. Более того, поскольку Обама избирался как бы всем миром, то и процесс его вступления в должность есть своего рода грандиозное общественное шоу.

Началось с того, что команда Обамы минимизировала бюджетные ассигнования, причитающиеся по закону на инаугурацию. Тем самым было решено придерживаться принципа, который сработал еще в избирательную кампанию, - широкий охват «народных масс».

Законодательство США позволяет мобильно создавать компании именно под избирательные мероприятия, которые аккумулируют миллионы долларов и тысячи помощников. Они не имеют отношения ни к бюджету, ни подчас и к партиям, а просто отражают черту американцев заниматься общественной жизнью и не отделять частное от общего. Без личного процветания не может быть процветающей страны; без процветающей родины не может быть частного благополучия…

Готовится что-то грандиозное. Парад достойнейших граждан, военных, музыкантов. Маршрут, по которому парад проходит и по сей день, проложил еще Томас Джефферсон. Далее следуют многочисленные инаугурационные балы, некоторые из которых посетят первые лица. Поезд, который пройдет по городам Восточного побережья, провезя Обаму через «опорные» точки его избирательной кампании. В поездку приглашены простые, но выдающиеся граждане Америки, они же будут появляться с семьями Обамы и Байдена на публичных площадках, и все вместе торжественно въедут в Вашингтон.

Клятва будет принесена на Библии Авраама Линкольна. И Обама, как он сказал в интервью, произнесет свое полное имя, то есть «Я, Барак Хусейн Обама...» Семья Бушей в тот же день отбудет из Вашингтона простыми американскими гражданами... Это тоже традиция.

Без сомнения, будут ликования, будут если не народные гуляния, то празднования с визгами по типу тех, которыми огласились американские города в ночь подсчета голосов. Тогда можно было не смотреть телевизор – в одночасье, будто «Зенит» забил решающий гол, улицы прорезали радостные вопли и автомобильные бибикания. А дальше...

...занавес падает. И когда он поднимается вновь, разворачивается совершенно иное действо. Праздник кончился, начались будни. Резкая смена настроения и риторики; от восторгов вся страна резко переходит к деловому тону, сдержанному, а подчас и критичному. Начинается тяжелая повседневная работа человека, на которого возложено море проблем и тонна ожиданий.

Работа начнется с проведения через Конгресс пакета мер по стимулированию экономики и кандидатур на позиции в исполнительной власти.

Процесс их заслушивания, обсуждения и утверждения – дело многоступенчатое и затяжное. Занимает до двух лет, поскольку через Капитолий проходит не только несколько сотен гражданских служащих (например, все министры и их замы), но и несколько тысяч военных. Но все ключевые фигуры уже названы. Непривычный для российского наблюдателя подход – оглашать «весь список» до вступления в должность.

Однако в США не просто принято оглашать фамилии заранее, но иногда устраивать «утечки», чтобы посмотреть публичную реакцию на персону, а уж потом решить, выдвигать ее официально или нет. Министры и советники не возникают из воздуха в момент назначения, когда все старательно делают вид, что давно знают человека, шепотом переспрашивая друг у друга его фамилию...

Подбор собственной команды, как оказывается, дело непростое и требующее «тонкой настройки». Формируя кабинет, нужно придерживаться трех основных принципов.

Первый – пропорция «своих» и «звезд». Перекос в любую сторону сулит неприятностями, прежде всего, самому президенту. Правило: не окружать себя лишь лояльными и даже единомышленниками. «Групповое мышление» парализует работу власти. Потому что, заметил один обозреватель, команда будет как в коконе, «где все говорят друг другу лишь то, с чем они и так заранее согласны».

Но и «звезд» должно быть в меру, чтобы их влиятельность и самостоятельность не парализовала работу команды. В этой связи, естественно, многие выражали беспокойство появлением Хиллари Клинтон, «обворожительной новации», по выражению одного из наблюдателей. Пока сходятся на том, что она, скорее, мощное внешнеполитическое приобретение Обамы, нежели «игра в свои ворота». Но беспокойство есть: дескать, как Обама будет управляться с Клинтон, Джонсом и Байденом одновременно? Ведь у каждого собственный взгляд на внешнюю политику...

Второй принцип – соотношение партий. США ныне находятся в необычной для себя ситуации: власть и в Белом доме, и на Капитолии принадлежит демократам. Одних доминирование одной партии беспокоит, другие считают, что это облегчит Обаме процесс проведения через Конгресс необходимых законопроектов, прежде всего, по экономике.

Но помимо Конгресса, есть кабинет, где должен остаться, к примеру, республиканец Роберт Гейтс. Однако сколь бы уничижительно американцы ни относились ныне к республиканской партии, номинация Гейтса была встречена одобрительно. Сохранение в исполнительной структуре одного из самых сильных, по мнению многих, министров обороны, даром что республиканец-бушист, сыграло Обаме, скорее, в плюс.

Третий принцип – пропорция яйцеголовых и нормальных. Вопрос, кстати, непростой. К примеру, был, как его оценивают, умница Никсон, и чем всё это кончилось?.. А был Рейган, которого якобы информацией снабжали частью в виде комиксов, для доступности. Но Америка его любила, и след он оставил о-го-го какой... Был, кстати, и Буш с высокими рейтингами, хотя и называл греков «гречанами» и не знал, где Пакистан. И был проигравший ему Гор, поклонник Нибура и Мерло-Понти...

Обама, как полагают некоторые наблюдатели, уже нашпиговал свой офис интеллектуалами, «у него даже военно-морской генерал говорит по-французски!» Впрочем, тут же добавляют они, время интеллектуалов возвращается. Слишком серьезные дела творятся в стране и в мире, чтобы позволить себе роскошь просто быть смешным, хорошим парнем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала