Сергей Жильцов, руководитель Центра СНГ Дипломатической академии МИД РФ, для РИА Новости.
В начале 2009 года вопрос о поставках российского газа на Украину, который в последние несколько лет удавалось решать путем переговоров, вылился в настоящий газовый кризис. Отсутствие договора между Россией и Украиной о поставках топлива и последовавший затем несанкционированный отбор газа, идущего транзитом через украинскую территорию в европейские страны, привели к полному прекращению Россией его поставок.
На этот раз российская сторона хорошо подготовилась к тому, чтобы отстаивать свои позиции и не допустить ситуацию 2005-2006 годов, когда аналогичные действия Украины привели к резкой критике действий России со стороны европейских стран. Президент, премьер-министр России, представители «Газпрома» провели масштабную работу, направленную на разъяснение европейцам реальной ситуации.
Между тем за действиями украинского президента Виктора Ющенко просматривается четкий курс, направленный на обострение отношений с Москвой. Затеяв такую игру, украинский президент рассчитывал повысить свой рейтинг в глазах электората западных областей Украины, традиционно голосующего за так называемый «европейский путь развития» и за дистанцирование от России. Приближение президентских выборов, которые должны состояться в конце 2009 года, заставляют Ющенко искать пути для повышения своего рейтинга. Впрочем, есть и иной сценарий, обсуждение которого идет не первый месяц. Это введение на Украине чрезвычайного положения, которое на время может отложить выборы. Резкое ухудшение экономической ситуации, начавшееся еще осенью прошлого года, делают осуществление такого варианта развития событий вполне реальным. Прекращение поставок газа на Украину из-за отсутствия контракта с «Газпромом» уже дало первые результаты. Остановлена работа ряда химических и металлургических предприятий, без тепла и горячей воды остались многие крупные города.
В целом в стране сейчас происходит падение уровня жизни, растет безработица. Украина стоит на пороге банкротства, поскольку острая ситуация сложилась с внешней корпоративной и банковской задолженностью. Для выплаты долгов и поддержания стабильности гривны Украине только в следующем году потребуется, по разным данным, от 34 до 54 млрд. долл. При нынешнем состоянии международных финансов и слабости украинской экономики взять такие средства Киеву негде. Нарастает отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, которое в 2009 году может достичь 30 млрд. долл. В итоге уже в ближайшие месяцы на Украине может начаться неконтролируемый обвал национальной валюты и резкий спад производства.
Экономический кризис на Украине развивается на фоне кризиса парламентаризма и паралича судебной системы, которая превратилась в орудие достижения цели отдельными политическими силами. Наблюдается устойчивая тенденция к снижению легитимности власти как таковой. Недовольство населения политикой президента и неработающей Верховной радой достигло критического уровня. В обществе накопилась апатия от бесконечной и бессмысленной борьбы между Януковичем, Ющенко и Тимошенко. Многие реальные проблемы украинского общества подменены такими специфическими вопросами, как перевыборы, проблема вступления страны в НАТО, конституционная реформа, проблемы в языковой сфере. Данные вопросы больше волнуют политиков и никак не сказываются на материальном благосостоянии населения.
Обострение отношений между Россией и Украиной в газовой сфере вновь поставило вопрос о характере двустороннего сотрудничества. Вопреки заявлениям, основным содержанием внешней политики Украины в 2005-2008 годах, после прихода к власти Виктора Ющенко, стал четко обозначенный курс на дистанцирование от России. Заявления о стратегическом партнерства двух стран стали носить декларативный, ничем не подкрепленный характер. Одновременно Украина не оставляет попыток приблизиться к членству в ЕС и НАТО.
Несоответствие заявлений украинского руководства о приверженности развитию добрососедских отношений с Россией очевидно. Позиция, занятая Ющенко и украинским правительством в политическом и экономическом плане, все дальше разводит Москву и Киев. Антироссийская направленность внешней политики Украины наиболее выпукло проявилась в ходе августовских событий в Южной Осетии и Грузии, когда украинское руководство безоговорочно оказало всестороннюю политическую поддержку Михаилу Саакашвили. Проведенное затем расследование парламентской комиссии Верховной Рады лишь подтвердило факт поставок украинского оружия грузинской армии, в том числе и во время военных действий.
Авантюрный внешне- внутриполитический курс Ющенко привел к тому, что Украина превратилась в нестабильное государство с непредсказуемой политикой. Президент и политические партии увлечены дележом постов и борьбой за власть, стараясь не замечать экономического кризиса, последствия которого могут иметь необратимые последствия.
Данная ситуация сохранится как минимум до 2010 года, поскольку в 2009-ом доминирующим фактором в политических процессах на Украине будут выступать президентские выборы. Соответственно многие украинские партии постараются вновь разыграть «российскую карту». Кроме того, обострение политической ситуации на Украине будет вызвано неопределенностью властных полномочий и личными разногласиями между Ющенко и Тимошенко. Сейчас все политические силы стремятся подогнать Конституцию - основной закон - под себя, исходя из собственных интересов и руководствуясь сиюминутными выгодами.
Газовый конфликт, инициированный украинским президентом – лишь очередной и, по всей видимости, не последний шаг, направленный против России. Линия Ющенко четко укладывается в долгосрочные задачи США, которые заинтересованы в том, чтобы окружить Россию государствами, находящимися в состоянии управляемого конфликта с российской стороной. Очевидно, что в этой связи Россия должна пересмотреть свои подходы к сотрудничеству с Украиной, которая давно уже превратилась в инструмент третьих стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции