Валентина Теличкина, одна из главных красавиц советского кино, известная зрителям по фильмам «Начало», «Где находится нофелет?» и «Васса», празднует сегодня юбилей.
Первые шаги
Валентина Теличкина родилась 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской области. Ее отец, Иван Федорович, работал слесарем, мать, Татьяна Дмитриевна, - продавцом. Валентина была поздним ребенком: когда она родилась, ее родителям было уже под пятьдесят. К этому времени многодетная семья Теличкиных пережила многое. В 30-е годы, когда Иван Федорович занимался тем, что валял валенки, его раскулачили и конфисковали все семейное имущество. Позже над ним нависла угроза смертной казни, и, чтобы спасти детей, родители Валентины, по совету знакомого юриста, развелись. Поводом для ареста Теличкина стало то, что он покрыл крышу своего дома железным листом. Расстрела, к счастью, он сумел избежать благодаря своей сестре, которая собрала все имеющиеся у родни драгоценности и отправилась с ними в Москву.
После возвращения Ивана Федоровича из тюрьмы Теличкины начали жизнь заново: на чудом сохранившиеся деньги они построили новый дом и старались реже вспоминать при детях о прошлом. В интервью газете «Новые известия» Валентина Ивановна рассказала, что о том, что ее отец был кулаком, она узнала только в шестнадцать лет от посторонних людей: «У мамы хватило мужества никогда не посвящать нас в это… Папа был очень умным человеком и понимал, что мне жить при этой власти».
Детство Валентины ничем не отличалось от детства всех советских детей: сначала детский сад, после – школа, где она вела три кружка – танцевальный, драматический и художественного слова – и много участвовала в самодеятельности. «Я погружалась в сказочный мир, воображая себя то Золушкой, которая ищет встречи с прекрасным принцем, то Царевной-Лягушкой, готовой в любой момент сбросить лягушачью шкуру и поразить всех сияющей красотой. Я выросла среди сказок, и не удивительно, что этот фантазийный мир мне казался лучше реального», - вспоминает Валентина Ивановна.
Первые роли
Неудивительно, что после школы Теличкина решила идти на актерский. Она поступила во ВГИК в мастерскую Владимира Винокурова и уже в институте начала сниматься в кино. Ее первой работой стала роль Даши в фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Таежный десант» (1965).
С этим фильмом связана курьезная история, которая произошла в родном селе Теличкиной. Перед «премьерой» местный киномеханик, «родственник Генка», вырезал из ленты все кадры с начинающей актрисой, чтобы подарить их на память зрителям, так что ее дебют на экране местного клуба так и не состоялся. «Да ладно! Все там понятно и без тебя», - сказал он Валентине.
Два года спустя, в 67-м, Теличкина окончила ВГИК и вошла в труппу Театра-студии киноактера.
Первым серьезным киноуспехом актрисы стала роль в социальной мелодраме Сергея Герасимова «Журналист», в которой она снялась вместе с Тамарой Макаровой, Анни Жирардо, Сергеем Никоненко, Иваном Лапиковым, Галиной Польских. В фильме актриса сыграла курьера сельской газеты Валю Королькову, создав запоминающийся, необычный, очень интересный образ. Правда, сама актриса говорит, что сыграла скорее «с перепугу». Утвердили ее не сразу, поначалу режиссер решил, что ему нужна актриса другого плана. Но когда съемки уже шли полным ходом, а на роль Вали все еще никого не было, Герасимов поддался уговорам Тамары Макаровой и согласился посмотреть Теличкину еще раз. Так Тамара Макарова стала, по словам Валентины Теличкиной, ее «крестной матерью в кинематографе», рассказала актриса в интервью «Аргументам и фактам».
После «Журналиста» предложения о съемках потекли к Теличкиной рекой, но актриса не спешила принимать их. Как это часто бывает с талантливыми актерами, яркий старт чуть не сделал ее заложницей одного образа. «Роль курьерши Вали многое определила в моей судьбе. Хотя это определение могло быть и трагическим: в результате мне какое-то время ничего другого не предлагали - использовали только этот типаж», - рассказывала Теличкина. По воспоминаниям актрисы, подобные предложения она получала чуть ли ни по три раза на дню.
Главные правила
К счастью, у Теличкиной хватило терпения (и интуиции, как говорит актриса) дождаться «своих» ролей и «своих» режиссеров: за «Журналистом» последовали мелодрама Бориса Яшина «Осенние свадьбы» (1967), трагикомедия Эльдара Шенгелая «Необыкновенная выставка» (1968), мелодрама Глеба Панфилова «Начало» (1970).
О своей роли в фильме «Осенние свадьбы», после которого актриса сумела избавиться от прилипшего к ней «типажа», Теличкина сказала так: «Наташа - совершенно другой человек. Валя - манерная, на свой лад эмансипированная, комическая (в фильме она говорит в пять раз медленнее, чем я в жизни). Наташа - сама естественность: плавная, негромкая. Удивительно русский характер».
Не размениваться по мелочам и не цепляться за проходные, бессодержательные роли стало главным творческим правилом Валентины Теличкиной. В отсутствие интересных предложений она всегда предпочитала держать паузу. По ее убеждению, неразборчивый актер рискует быстро надоесть зрителю и режиссеру, поэтому случайных ролей в послужном списке актрисы нет. И неважно, идет речь о маленьком эпизоде или роли первого плана: актер должен жить в кадре, убеждена она. «У хорошего артиста никогда нет маски – ни на сцене, ни на экране, ни в жизни. Он везде живой человек», - сказала Теличкина.
В 90-е годы Теличкина снималась мало, отказываясь даже от тех ролей, за которые ей предлагали хорошие деньги. В денежных вопросах у актрисы, кстати, тоже свой взгляд на вещи. «Чтобы тебя уважали, нужно, чтобы тебе платили за работу… Я никогда сама не называю сумму. Мне называют ее, и если она меня не устраивает, то я просто говорю: “Спасибо, нет”», - сказала актриса «Новым известиям», добавив при этом, что у Хуциева сыграла бы и бесплатно.
Всего Валентина Теличкина снялась в более чем пятидесяти фильмах. Самые известные и самые любимые из них – «У озера», «Не может быть!», «Пять вечеров», «Васса», «По главной улице с оркестром», «Где находится нофелет?», «Кадриль», сериал «Бригада».
Своими главными ценностями актриса называет семью (у Теличкиной муж-архитектор и уже взрослый сын-юрист) и веру, без которой, по ее словам, «все зыбко».
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников