Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
Затишье, пусть и весьма условное, в отношениях между Исламским движением сопротивления (ХАМАС) и Израилем подошло к концу. Началась настоящая война. Все это происходит менее чем за месяц до окончания президентского срока Джорджа Буша-младшего. Именно к этому времени Буш год назад обещал добиться заключения мирных соглашений между израильтянами и палестинцами и создания независимого Палестинского государства.
Мечты Буша были наивны с самого начала, учитывая внутриполитическую нестабильность и в Израиле и на палестинской территории. Но казалось, что Буш своим напором может додавить и израильтян и палестинцев, и заставить их подписать соглашения. Лавры миротворца могли бы украсить Буша, но для региона такое поспешное соглашение было бы губительным. Ближневосточный мирный процесс увяз не только в палестино-израильских разногласиях, но и во внутренних дрязгах палестинцев и израильтян. И здесь ничего не мог поменять ни Буш, ни кто-либо другой.
Другой вопрос, что ближневосточный процесс на долгие годы выпал из внимания администрации Буша.
Он первым среди американских президентов заявил о формуле – два государства на одной территории. Речь об Израиле и будущем Палестинском государстве. Это было в первые годы его президентства, но война в Ираке затмила все. К палестинскому вопросу администрация Буша серьезно вернулась лишь в конце 2007 года, время было упущено, процессы, произошедшие за это время в регионе, стали необратимы.
И вот вам – война, как ближневосточный итог уходящего года, а вместе с ним и итог президентства Джорджа Буша-младшего. Человека, не добившегося мира в регионе, и перевернувшего историю Ближнего Востока. Война в Ираке и свержение режима Саддама Хусейна, вывод сирийских вод из Ливана, отказ Ливии от оружия массового поражения... Все это яркие штрихи ближневосточной политики США времен Буша. Но практически каждое из этих событий имеет оборотную сторону медали, особенно это касается иракского вопроса и сирийско-ливанского трека.
Летящий в президента США ботинок, запущенный иракским журналистом в ходе последнего визита Буша в Ирак - это пусть весьма яркая, но все же поверхностная оценка всего, что сделано президентом США для Ближнего Востока, региона, который был все эти годы в центре внимания деятельности его администрации.
Госсекретарь США Кондолиза Райс в итоговом интервью AFP, видимо, устав от назойливого внимания журналистов к истории с ботинком, сама задала вопрос интервьюеру: «Вы действительно думаете, что через 10 лет кто-то вспомнит об этом инциденте?» По ее словам, важно то, что США освободили Ирак от тирании Саддама Хусейна, и что Ирак больше не угрожает соседям и не стремится обладать оружием массового поражения, а будет первой многонациональной и многоконфессиональной демократией в центре арабского мира.
С Райс нельзя не согласиться - оценивать политику США на Ближнем Востоке времен президента Буша пока рано. Однако чем в итоге обернется падение режима Саддама в Ираке и все усилия Вашингтона по построению демократии в арабском мире, сейчас не знает никто. Хотя скептиков гораздо больше, чем оптимистов, подобных Бушу и Райс, которые считают, что все жертвы были не напрасны, они превратят Ближний Восток в «совершенно другое место». Кто из них прав – покажет время.
Сейчас вопрос в том, что ждут от нового президента в регионе.
Одним из последних, в интервью «Вашингтон пост», об этом сказал президент Сирии Башар Асад. Прежде всего, в регионе надеются, что Обама не начнет новой войны, особенно на Ближнем Востоке (очевидный намек на Иран), и будет покончено с доктриной превентивных военных действий. Кроме того, от Обамы ждут активного участия в ближневосточном урегулировании, в том числе поддержки сирийско-израильского трека, а также сотрудничества с региональными силами в иракском вопросе.
Это - что касается высказываемых надежд и пожеланий, что же касается веры – то арабский мир с настороженностью ждет нового президента США. И дело не в Обаме, и даже не в Буше. Проблема для арабов – чрезмерная, с их точки зрения поддержка США политики Израиля. Вашингтону в целом не доверяют. Что касается израильтян, то и их также волнует эта проблема, но уже с другой стороны. А также и будущие отношения США с Сирией и Ираном. С чего начнет Обама, как сложатся его отношения с этими странами, которые угрожают израильской безопасности, кто войдет в его ближневосточную команду – все это серьезные вопросы для израильтян. Ответы будут получены уже скоро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции