Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Подведение итогов по окончании очередного промежутка времени (день, неделя, месяц, год, век) – занятие столь же излюбленное человеком, сколь и малоосмысленное. Значительная часть процессов, в том числе и в военной сфере, имеет протяженность заметно большую, чем год, однако, с традицией не поспоришь. Чем же можно охарактеризовать уходящий год в военной сфере?
В двух словах это - «ожидание перемен». Во всех основных категориях: техника и вооружение, локальные конфликты, соперничество великих держав. Это ожидание тесно связано как с политическими причинами – выборы в России и в США, так и с экономическими – нарастающий глобальный кризис уже внес и еще внесет свои коррективы в программы развития армий мира. Попробуем определить основные тенденции и события по указанным категориям.
В области вооружений и военной техники одним из основных событий уходящего года можно назвать резкое ограничение аппетитов Вооруженных сил США в области разработки и поставок новейшей военной техники. Из-за экономических ограничений Вооруженные силы отказываются от таких ключевых программ, как строительство серии эсминцев типа «Зумволт», корветов типа LCS, боевых машин программы FCS и других видов вооружения. Под угрозой оказываются и уже находящиеся в серийном производстве системы, подобные истребителю F-22. Основная ставка в ближайшие десять лет будет делаться на традиционные и зарекомендовавшие себя во многих операциях последних 25 лет виды техники, такие как истребители F-16, крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Орли Берк» и другие. Из новейших систем на вооружение будут приниматься те, которые не окажут критического воздействия на состояние бюджета, как, например, истребители F-35.
На программе перевооружения российской армии кризис пока явно не сказался – напротив, оборонзаказ на предстоящие три года будет увеличен по сравнению с прошедшим периодом. Из новинок в наступающем году стоит ждать выхода в море ракетоносца «Юрий Долгорукий», первый полет истребителя пятого поколения, а также демонстрацию нового основного боевого танка.
В области локальных конфликтов, безусловно, серьезное влияние на картину мира окажет решение вновь избранного президента США Барака Обамы о предстоящем выводе американских войск из Ирака, и, напротив, о наращивании контингента в Афганистане. Стоит ждать роста напряженности в Пакистане и на Ближнем востоке, где, по мнению многих специалистов, могут разразиться крупные военные конфликты.
Весьма немалый эффект, который действительно можно назвать эффектом разорвавшейся бомбы, имела и Пятидневная война, продемонстрировавшая миру готовность и способность России защищать своих граждан и свои интересы от любых посягательств, в том числе – силой. Пятидневная война вскрыла давно зревший нарыв на постсоветском пространстве, явно обозначив претензии России на бесспорное лидерство в сфере своих жизненных интересов, и открыто продемонстрировав многие ранее менее выраженные противоречия, в частности – между Россией и Украиной. Ситуация в этой сфере еще далека от разрешения, и предстоящий год наверняка станет свидетелем многих важных событий на территории бывшего СССР.
В области противостояния сверхдержав основное внимание приковано к проблеме ПРО, которую всеми силами пробивает уходящая администрация, и судьба которой также ставится под вопрос с приходом к власти Барака Обамы. Высказываются сомнения как относительно экономической целесообразности ПРО, так и относительно ее военной необходимости и боевых возможностей. Можно предположить, что в наступающем году система ПРО станет предметом торга между Россией и США. Таким предметом станет и возможность заключения нового договора о стратегических наступательных вооружениях – СНВ. Уходящая американская администрация не проявляла особого энтузиазма относительно заключения нового соглашения, предусматривающего механизм контроля и строгие правила подсчета носителей и зарядов, тогда как от нового кабинета ждут большей договороспособности. Пока же Россия, несмотря на кризис, объявляет об ускоренном обновлении своих стратегических ядерных сил, увеличивая темпы производства ракет «Тополь-М», запуская в серию ракеты РС-24, и объявляя о разработке нового тяжелого носителя взамен ракет РС-20 «Воевода», срок службы которых будет продлен до 30 лет.
Изменения наверняка произойдут во всех сферах. Строить сейчас долгосрочные прогнозы невозможно. Глобальный кризис только начинается, и он уже привел в действие огромные силы, способные изменить лицо мира так, как его меняют лишь крупнейшие катаклизмы. Поэтому нам остается только ждать, как изменится лицо мира под воздействием наступающих перемен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции