Петр Гончаров, политический обозреватель, для РИА Новости.
Итоговая пресс-конференция главы Федеральной службы России по контролю над оборотом наркотиков Виктора Иванова прошла – под занавес года – почти незамеченной. И напрасно. В ходе общения с журналистами глава ФСНК выступил с на редкость резким анализом афганского наркотрафика на территории Российской Федерации. Так откровенно о наболевшем, и так нелицеприятно для многих коллег глава федеральной службы России по борьбе с наркотиками за всю историю этого ведомства ещё не выступал.
По объему и содержанию предложенных на 2009 год (и далее) мер в отношении афганских наркотиков речь может идти разве что об объявленной им войне.
Первое, о чем заявил Иванов: с точки зрения ущерба, наносимого населению России афганскими наркотиками, есть все основания приравнять их к оружию массового поражения (ОМП). В то время как управление по наркотикам и преступности ООН пытается представить ситуацию в радужном свете, убедить всех в том, что площади посевов и производство наркотиков в Афганистане начали сокращаться.
Второй существенный момент, впервые озвученный ФСНК. Наиболее совершенные и технически оборудованные лаборатории, перерабатывающие опий в героин, сконцентрированы вблизи границ с Таджикистаном и Узбекистаном и находятся, оказывается, в зоне влияния «Северного альянса», а не талибов, как утверждают западные эксперты. Соответственно, заигрывание НАТО с «Северным альянсом» только стимулирует наркопроизводство.
Какие меры, исходя из этого, предлагает Виктор Иванов?
Первое – возглавляемое им ведомство намерено обратиться к правительству и президенту России с предложениями об упорядочении выдачи российского гражданства, в частности, для граждан Таджикистана. На сегодняшний день Таджикистан - единственная страна, с которой у России заключено соглашение о двойном гражданстве. Через территорию Таджикистана проходит более 60 процентов афганских наркотиков «северного маршрута». Легко представить, как комфортно чувствуют себя таджикские наркокурьеры, по 150 раз в году пересекающие российскую границу, имея в кармане паспорта с двойным гражданством.
Второе – поставить на рассмотрение в Совете Безопасности ООН вопрос о причинах роста производства наркотиков в Афганистане и о мерах по его ликвидации.
На этой инициативе главы ФСНК следует остановиться особо.
Позиции США в Афганистане в вопросе борьбы с наркотиками формально безупречны. Согласно статусу своего пребывания США не имеют права не только на борьбу с наркотиками, но и на любые другие действия, которые выходят за рамки операции «Несокрушимая свобода». Их действия в Афганистане строго ограничены борьбой с аль-Каидой и террористами, поимкой Усамы бен Ладена и муллы Омара. Наконец, в свое время Дональд Рамсфелд заявил, что рост производства наркотиков в Афганистане напрямую определяется спросом на них в России и Европе, и поэтому, дескать, это их головная боль.
Что же касается ISAF под общим командованием НАТО, то они в отличие от США действуют по конкретному мандату СБ ООН. Однако и этот мандат не предусматривает борьбы с наркотиками. В 2004 году были проведены, правда, пилотные операции по уничтожению посевов опийного мака. Но затем от них отказались, якобы они не пришлись по душе афганским крестьянам. Что и говорить, аргумент очень серьезный, особенно в условиях войны с терроризмом.
Между тем выясняется, что США не только сами не стали заниматься наркотиками, но и не дали возможности заняться этим вопросом другим. Этот факт вызывает недоумение даже у американских экспертов. Пентагон, например, забывает, как правило, что усилиями именно его чиновников были сорваны операции по уничтожению посевов опийного мака - с воздуха в 2007 и наземная в 2008 годах. И в том, и в другом случае речь шла о 50 тысячах гектарах (!) посевов опия - это не менее 30% всего урожая.
Эти же эксперты теперь ставят вопрос куда более радикально: не стал ли Афганистан по существу наркогосударством? В принципе, к этой позиции может присоединиться и Москва в случае, если афганский наркотрафик все-таки дойдет до рассмотрения СБ ООН .
В этой связи стоит упомянуть уже предпринятый Москвой не менее эффектный шаг в отношении «афганского ОМП». Речь идет о проекте соглашения России с Афганистаном по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, предусматривающего проведение оперативно-розыскных мероприятий по взаимным запросам. Проект одобрен российским премьером Владимиром Путиным.
Понятно, подписав такое соглашение с Кабулом, Москва не только подсоединит к решению этой афганской проблемы всю Центральную Азию, но и сделает эту проблему более транспарентной, включая деятельность США и НАТО на афганской наркониве.
Стал ли Афганистан наркогосударством – вопрос отнюдь не праздный, но пока еще риторический. И это «пока ещё» во многом зависит от того, как Кабул прореагирует на предложенный Москвой проект о двустороннем сотрудничестве в борьбе с афганским ОМП. Ясно, что в случае отказа Москве ничего не останется делать, как инициировать тот самый вопрос - о признании Афганистана наркогосударством.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции