Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Правительство опубликовало перечень из 295 «системообразующих организаций», которым государство обещает помочь пережить кризис. В документе – его уже окрестили «списком счастливчиков» – значатся компании, работающие в 25 направлениях экономики, от «нефтянки» до СМИ. Среди критериев отбора были численность сотрудников – свыше 5 тысяч человек и годовой оборот, который должен быть не меньше 15 млрд рублей. Эксперты опасаются, что новая инициатива властей может породить среди «счастливчиков» иждивенческие настроения, и не лучшим образом скажется на экономике «привилегированных» предприятий.
Составить список «избранных» премьер Владимир Путин поручил своему правительству 15 декабря этого года, а спустя восемь дней правительственная комиссия под руководством Игоря Шувалова уже одобрила список из 250 компаний. Однако, список не удовлетворил главу Минэкономразвития Эльвиру Набиуллину, которая потребовала его доработки, в результате чего перечень пополнился еще 45-ю компаниями.
Никакой отраслевой специфики, по которой можно было бы понять экономические приоритеты государства, в представленном списке нет. Здесь на равных значатся компании ТЭК, транспортники, предприятия добывающей промышленности и металлурги, пищевики, сетевые розничные торговцы, например, Х5, «Копейка», «Виктория», «Магнит». Впрочем, понятно, что ряд предприятий, например, все крупнейшие угледобывающие компании, попали в список не по экономическим соображениям, чиновники прекрасно понимают, что закрытие угольных шахт чревато социальными взрывами.
Четкого понимания, как именно государство намерено помогать своим «любимчикам», судя по всему, пока тоже нет. Из ближайших планов лишь тщательный мониторинг финансово-экономического состояния отобранных компаний со стороны рабочих групп профильных министерств. По итогам проверок чиновники уже будут решать, нуждается ли предприятие в государственной помощи, и если да, то в какой.
Общий инструментарий, с помощью которого государство будет помогать особо важным для него компаниям, известен: это кредиты, субсидирование процентных ставок по уже взятым кредитам, реструктуризация налоговой задолженности, таможенно-тарифная политика и, наконец, госзаказ. А вот усиления государственного контроля над спасаемыми предприятиями опасаться не стоит, по крайней мере, вице-премьер Игорь Шувалов заверил, что государство не намерено вводить своих представителей в советы директоров проверяемых компаний.
Финансовой помощи – а именно из-за нее обивали пороги министерских кабинетов руководители компаний – пока никому не обещано, как не названа и сумма, которую государство готово потратить на поддержку системообразующих предприятий. Зато известна сумма, которую предприятия хотели бы получить от государства – порядка 3,5 трлн руб, что в 5,6 раз больше, чем зарезервировано в бюджете 2009 года на поддержку системообразующих предприятий.
Независимые эксперты уже не раз отмечали хаотичность и незавершенность предпринимаемых правительством антикризисных мер. Нынешняя инициатива, похоже не исключение. Прежде всего, немало вопросов вызвал сам представленный список. Масштаб бизнеса некоторых его фигурантов явно не соответствует заявленным критериям – так уставной капитал ОАО «Авиакомпания», например, всего 100 тыс. руб. Однако чиновники поясняют – список подвижный, он может, как расширяться, так и сужаться; допустим, какая-то из компаний может отказаться от мониторинга, и тогда ее место в списке займет другая.
Вместе с тем, само попадание компании в заветный список может породить у ее руководства иждивенческие настроения и отбить желание искать собственные антикризисные решения. Действительно, зачем бороться за заказы, когда гарантирован госзаказ и зачем платить налоги, если долги по ним все равно реструктурируют.
Российские компании, которые получат господдержку. Полный список>>
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции