Рейтинг@Mail.ru
В России внедряется система "Безопасный город". Интервью - РИА Новости, 25.12.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В России внедряется система "Безопасный город". Интервью

© Фото предоставлено пресс-службой МВД РФЗаместитель министра внутренних дел России Михаил Суходольский
Заместитель министра внутренних дел России Михаил Суходольский
Читать ria.ru в
Дзен

Эксклюзивное интервью РИА Новости первого заместителя министра внутренних дел РФ генерал-полковника милиции Михаила Суходольского по профилактике правонарушений.

- Михаил Игоревич, почему на прошедшем вчера заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений вы достаточно серьезно подняли тему уличной преступности?

- Уже на протяжении двух последних лет мы отмечаем снижение показателей преступности в стране, в том числе уличной преступности. По итогам 11 месяцев этого года число зарегистрированных преступлений уменьшилось на 7,2%, а уличных – на 5%.

Вместе с тем МВД России обязано по роду своей деятельности прогнозировать различное развитие ситуации. Что собственно вчера и озвучивалось. Вопрос уличной преступности обсуждался не случайно, т.к. эта тема достаточно серьезна и затрагивает различные сферы жизни и развития, как общества, так и государства в целом. Подчеркну: мы формируем прогнозы, чтобы своевременно выработать меры по недопущению и развитию ситуации по худшему сценарию.

Показатель уровня уличной преступности является, пожалуй, одним из основных индикаторов состояния защищенности населения от криминальных проявлений.

Именно тенденции в динамике преступлений, совершаемых на улицах наших населенных пунктов, позволяют дать объективный прогноз развития общества на конкретном этапе, выявить основные очаги его «болезней», спланировать и реализовать мероприятия по искоренению причин и условий их возникновения. 

На сегодня объективность такова, что любой человек, независимо от его положения в обществе и материального благосостояния может стать жертвой уличного преступления. В этой связи оценка населением качества работы государственных институтов в деле защиты его прав и интересов напрямую связана с достаточностью и полнотой решения проблем в данной сфере.

А поскольку главенствующую роль в реализации мероприятий по предупреждению уличной преступности играют органы внутренних дел, МВД России предпринимаются определенные меры  для совершенствования деятельности по этому направлению.

- Если не секрет, поделитесь - что это за меры?

- Основным критерием, определяющим характер новых подходов, является повышение оперативности реагирования на поступающие сигналы о происшествиях.

Проводимая в последние годы Министерством внутренних дел работа по повышению уровня технической  оснащенности милиции, внедрению в практическую деятельность современных технологий, сопряженных, в том числе, с расширением сфер применения средств объективного контроля за оперативной обстановкой, позволила МВД сегодня приступить к новому этапу, связанному непосредственно  с изменением форм и методов организации службы.

В двух словах можно описать так - по мере развития технических средств появляется возможность сокращать постоянное присутствие сотрудника милиции. Высвобождаемые при этом силы будут направлены на увеличение числа мобильных групп, позволяющих минимизировать время прибытия на место происшествия. Наша основная задача - сократить время реагирования на сообщения о преступлениях до минимума.

Обоснованность такого подхода вполне очевидна. Развиваются системы видео-мониторинга и контроля за обстановкой, растет количество установок экстренной связи «гражданин-милиция». В конце концов, большинство граждан имеют мобильные телефоны, чтобы сообщить о преступлении.

Мобильный наряд должен стать основной милицейской составляющей. При этом, мы сочли возможным пойти по пути формирования нескольких моделей организации службы в зависимости от условий конкретного населенного пункта. Уже подготовлены проекты трех таких моделей для городов с населением соответственно до ста тысяч человек, от ста до пятисот тысяч, и свыше полумиллиона человек.

Получается, что в скором будущем в городах будут действовать мобильные наряды милиции, которые за счет новейших технических разработок очень быстро смогут реагировать на происшествия.

- Скажите, МВД уже на практике применяет такие новые подходы в работе, в каких городах есть подобная техника и насколько эти новые методы эффективны?

- Конечно, мы уже реализуем на практике все то, о чем я говорил выше. Новые подходы в деятельности милиции напрямую связаны с созданием аппаратно-программных комплексов (АПК) «Безопасный город». Отмечу, что эта работа организуется в тесном взаимодействии с региональными органами власти.

Основу концепции создания комплекса составляют - система видеонаблюдения, - система мониторинга подвижных объектов (позиционирование), - ведомственная сеть передачи данных, - центр оперативного управления, - установки экстренной связи «гражданин-милиция» и - информационно-аналитическая система.

На сегодня в 53 субъектах Российской Федерации уже действуют сто семьдесят восемь АПК «Безопасный город».

В будущем году запланировано их внедрение во всех городах, численностью населения свыше ста тысяч человек.

И, несмотря на то, что во многих городах эти системы развернуты не в полном объеме и функционируют не более года, отмечается их ощутимое влияние на состояние уличной преступности.

К примеру, в текущем году введен в действие  аппаратно-программный комплекс в городе Бор Нижегородской области. На протяжении года работа комплекса осуществлялась в тестовом режиме. 

При этом, технические средства позволили в пять раз увеличить площадь обслуживаемой территории, находящейся под визуальным контролем органов внутренних дел. И если раньше 13 нарядов милиции фактически могли контролировать не многим более десяти процентов в рамках закрепленных участков, то сегодня, лишь за счет внедрения систем видеонаблюдения, этот показатель составляет уже шестьдесят процентов.

Соответственно, появилась возможность перераспределить наряды и закрыть наиболее криминогенные места, а также усилить визуальный контроль за деятельностью сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных.

Как следствие – качественно повысились результаты работы. Напомню, что вопрос о состоянии борьбы с преступностью в г. Бор, и, в первую очередь, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, был затронут на одной из встреч с В.В. Путиным.

Так вот, в городе за 9 месяцев на двадцать процентов сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств. Более чем на шестьдесят процентов снизилось число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

В Костроме активно используют возможности централизованного вывода изображения с подключенных ранее видеокамер учреждений и организаций на дежурные части органов внутренних дел. Согласно оценкам костромской милиции, в местах, где установлены системы видеонаблюдения, количество совершаемых преступлений снизилось почти в пять раз.

В Башкирии за счет внедрения в подразделениях вневедомственной охраны города Уфы навигационных систем мониторинга мобильных нарядов удалось вдвое сократить время реагирования на сигналы о происшествиях, доведя его до 2-3 минут.

- А как относятся регионы к созданию «Безопасных городов», ведь бюджеты у всех разные и соответственно возможности финансирования этих проектов тоже?

- Вчера на заседании комиссии мы общались с руководителями региональных комиссий по профилактике на эту тему. По моему личному мнению, нельзя экономить на безопасности граждан и общества. Только при постоянной работе всех заинтересованных институтов власти можно, если и не полностью решить эту проблему, то свести ее к минимуму. К этому мы и призывали руководителей на местах.

Внедрение аппаратно-программных комплексов имеет не только прямой профилактический эффект предупреждения преступности, но и позволяет серьезно скорректировать организацию деятельности  самих органов внутренних дел, с последующей экономией финансовых средств для бюджетов разных уровней.

Финансирование построения АПК «Безопасный город» - это долгосрочные вложения, так называемые инвестиции в будущее. Однако эффект от их внедрения будет очевиден на многих направлениях.

С повышением результативности работы нарядов наружных служб, сократится нагрузка на следственные и оперативные подразделения, что должно обеспечить как улучшение качества расследования преступлений, так и достижение принципиальной задачи – неотвратимости наказания за совершенное противоправное деяние.

Это, с одной стороны,  позитивно скажется на профилактике преступности, а с другой – повысит уровень доверия населения к институтам государства в целом.

Напомню, что общественная безопасность является одним из важнейших факторов, влияющим на желание инвесторов вкладываться в экономику региона.

И экономия на организации надлежащего уровня правопорядка в субъекте несет не только прямой, но и косвенный ущерб, негативно влияя на его имидж для потенциальных инвесторов. 

Это особо актуально в связи со  складывающимися экономическими условиями.

- Что еще нового реализует МВД России в рамках вопросов профилактики преступности?

- В этом году Министерство провело удачный эксперимент по оптимизации деятельности подразделений вневедомственной охраны посредством укрупнения самостоятельных пунктов централизованной охраны (ПЦО) за счет внедрения новой высокотехнологичной аппаратуры.

Результаты даже превзошли первоначальные ожидания. Эксперимент проходил на базе Уфы, Нижнекамска, Ярославля и Кавказских Минеральных Вод.

Практический итог проведенных мероприятий таков. Сокращено 14 пунктов централизованной охраны, вследствие чего высвобождено дополнительно 65 должностей, что позволило сформировать дополнительных 8 мобильных групп  задержания и усилить посты по охране объектов особой важности. За счет увеличения плотности нарядов в среднем на четверть сокращена протяженность маршрута патрулирования нарядов, что повысило эффективность их работы.

Выявлен и ряд дополнительных преимуществ данной схемы, также косвенно влияющих на профилактику преступности.

Кроме того, за счет оптимизации нашей деятельности достигается существенное сокращение расходов на собственное содержание.

Ежегодная экономия только в указанных подразделениях превышает 14 млн. рублей при разовых затратах чуть более 12,5 млн. При этом, средняя окупаемость проекта составила 1 год.

Отмечу также, что параллельно с проведением указанного эксперимента, апробировалось и еще одно начинание, связанное с сокращение численности сотрудников в группах задержания соответственно с трех до двух человек, что позволило дополнительно ввести 536 мобильных нарядов по всей стране. 

По итогам эксперимента уже разработана соответствующая программа на 2009-2011 годы, предполагающая сокращение еще  93 ПЦО по всей стране.

Это позволит повысить надежность охраны объектов не только за счет  модернизации используемого оборудования, но и посредством высвобождения более 150 единиц аттестованного состава, которые будут распределены в группы задержания. А это еще 75 мобильных нарядов.

Кроме того, мы получаем дополнительно 600 единиц квалифицированного гражданского персонала, знающего специфику милицейской работы и владеющего навыками управления силами и средствами.

Учитывая внедрение АПК  «Безопасный город» и формирование мониторинговых центров по контролю за оперативной обстановкой, сейчас прорабатывается вопрос о возможности привлечения данной категории работников к выполнению функций на новом участке работы.

- А с какими проблемами приходится Вам сталкиваться в процессе реализации новых подходов в работе?

- Что же касается непосредственно органов внутренних дел, то здесь у нас наиболее остро стоит вопрос численности подразделений патрульно-постовой службы, сотрудники которой  содержатся за счет региональных и местных бюджетов.

Мы уже поднимали данную проблему в рамках предыдущих заседаний комиссии, и отмечали, что в настоящее время финансируется только 62% от нормативов штатной численности, установленных Указом Президента Российской Федерации для этих подразделений.

Безусловно, вопрос требует своего решения, поскольку невыполнение нормативов отмечается на протяжении многих лет. Да и сами нормативы, установленные в 1993 году, возможно несколько устарели.

В частности, при их разработке в тот период не принимались новые технические возможности, повышение уровня мобильности службы, а также не учитывались факторы изменения миграционной ситуации в регионах.

В этой связи, считаю возможным высказать мнение о целесообразности подготовки предложений по корректировке действующих нормативов.

В рамках данного мероприятия должен быть принципиально решен важнейший вопрос – повышения статуса сотрудников ППСМ.

- Что Вы имеете ввиду?

- Сегодня старшим наряда является максимум прапорщик. Но его полномочия не позволяют даже составить административный протокол о правонарушении. 

Кроме того, офицер в наряде – это больший уровень доверия населения, повышенная ответственность сотрудников экипажа, а также элемент стимулирования  личного состава к продолжению службы.

Таким образом, мы предлагаем повысить эффективность работы наряда путем введения в его состав офицера, с одновременным сокращением численности состава наряда с трех до двух человек.

Такой опыт уже имеется, и положительно зарекомендовал себя в 21 субъекте федерации.

- Насколько будут эффективны меры профилактики?

- Сегодня никого уже не нужно убеждать в необходимости восстановления государственной системы профилактики правонарушений, которая была утрачена 20 лет назад.

Причем тут необходимо рассматривать вопросы, которые находятся, на первый взгляд, вне сферы правоохранительной деятельности.

Опыт борьбы с уличной преступностью свидетельствует, что ее уровень напрямую зависит от трех основных факторов – это экономическое благосостояние населения, воспитание и уровень образования человека, а также      взаимное уважение и доверие государства и личности.

А что мы сегодня имеем? К примеру, возьмем социально-экономическое развитие некоторых регионов. Незанятость трудоспособного населения, и, как следствие, его бедность, провоцирует людей к совершению преступных деяний, приводит к деградации личности.

И здесь многое зависит от руководителя региона, его настойчивости в реализации проектов.

Еще одним элементом, влияющим на состояние уличной преступности, в разрезе развития региона, являются, на мой взгляд, просчеты в градостроительной политике.

Недостаточная освещенность улиц, - отсутствие необходимого количества охраняемых мест парковки автотранспорта, - просчеты в обеспечении противо-криминальной защиты строящихся объектов, - недостатки дорожно-транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Все это, в конечном итоге, криминалитет  обращает в свою пользу, а население расплачивается за упущения государственных органов, не принявших нужных решений при формировании соответствующих проектов.

Или взять другие вопросы. Сохраняющиеся проблемы с наличием достаточного количества спортивных объектов учреждений, помогающих формированию всесторонне развитой личности, развитию творческого потенциала и культурного воспитания, явно не способствуют  сокращению на улицах слоняющихся без дела детей и подростков.

Что касается воспитания, то тут также имеется множество претензий. Люди перестали уважать друг друга. Волна ложного либерализма и демократизации докатилась до бытовых отношений. И эти понятия ассоциируются у отдельных категорий сограждан со вседозволенностью. Откровенное хамство и невнимательность к окружающим, и, что особо удручает – к старикам и детям.

Нарушение правил дорожного движения стало нормой. Оскорбление и клевета не считаются ни нравственным, ни уголовным проступком. Бытовые драки и поножовщина воспринимаются как неотъемлемая часть застолья. И дело не в том, что милиция не работает – просто их стало слишком много, за этим валом мы уже не поспеваем. 

Необходимо как можно раньше кардинально менять подходы в сфере образования, в вопросах подготовки и воспитания подрастающего поколения, формирования «здорового» общественного сознания, прививания элементарных общечеловеческих ценностей, потому что дальше это будет нарастать как снежный ком.

Кроме того, существенное влияние на формирование мировоззрения влияют средства массовой информации. Поэтому и телевидению, печатным и электронным СМИ необходимо активнее пропагандировать нравственные ценности. Делать свой вклад в систему профилактики.

Так что вопросы профилактики правонарушений Министерством рассматриваются как комплекс сложных взаимоувязанных мероприятий, реализация которых обеспечивается посредством тесного взаимодействия органов власти и управления всех уровней.

Практика показывает, что устранение причин, предпосылок противоправного поведения, более продуктивны, нежели  борьба с его последствиями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала