МОСКВА, 24 дек - РИА Новости. Ситуация на рынке печатных периодических изданий в РФ в условиях мирового экономического кризиса в 2009 году будет не такой драматичной, как полагают некоторые участники рынка, считает президент одной из ведущих издательских компаний России "HFS/ИнтерМедиаГруп", выпускающей журналы Ellle, Maxim и Marie Clarie, Виктор Шкулев.
"Есть некий неправомерный ажиотаж в том, что если мы говорим о ситуации в прессе, то ей-то бедной, конечно, в будущем году придется несладко. Судя по тому, как планируются бюджеты, как традиционно ведет себя рекламодатель в кризисный период, мы не видим особых дополнительных предпосылок к тому, чтобы резко именно в прессе ситуация должна меняться. Напротив, пресса относится к категории медиа, у которой есть четкие, устойчивые, практически незаменимые преимущества", - заявил Шкулев на круглом столе в РИА Новости.
По его словам, в тенденциях развития рынка печатной прессы, которые в настоящий момент намечаются, пока нет реально драматического развития по сравнению с 1998 годом. "Тогда было действительно все чрезвычайно драматично, очень резко упали рекламные продажи, очень многие рекламодатели приостановили свою деятельность, очень многие компании закрылись. Сейчас мы видим, что это больше мучительное и болезненное состояние экономики", - отметил президент "HFS/ИнтерМедиаГруп" .
"Ряд рекламодателей традиционно являются рекламодателями только в прессе. Все исследования показывают высочайшую лояльность потребителей прессы по отношению к тому, что они покупают, по сравнению с другими медиа, например, телевидение, радио, которые распространяются бесплатно", - подчеркнул он.
Есть предположения, отметил Шкулев, что количество продаваемых копий (печатных изданий) не упадет так, как объем продаваемой рекламы.
"То, чем сегодня располагает пресса, - устойчивость, стабильность и обладание мощным набором факторов, позволяет говорить, что даже в условиях кризиса у прессы будут стабильные отношения и с рекламодателями, и с читателями", - заявил президент "HFS/ИнтерМедиаГруп".
По словам вице-президента Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Василия Гатова, у объема рынка прессы на сегодняшний день очень хороший показатель - более 2 миллиардов долларов.
Однако некоторые негативные последствия кризиса Шкулев все-таки прогнозирует.
"В целом пресса станет более поджарой, с определенными последствиями определенных диет. Какие-то журналы, особенно январские, будут очень тонкими, не будут толстыми журналы и в феврале", - сказал он, добавив однако, что выглядит это "не так красиво" только по сравнению с "экстраординарным 2008 годом", показавшим блестящие результаты.
По мнению коммерческого директора ИД "Коммерсант" Павла Филенкова, некоторые издания в следующем году закроются. "Ожидается перетекание бюджетов из одних медиа в другие, что приведет к закрытию некоторых изданий", - сказал он, добавив, что в ИД "Коммерсант" уже закрылось одно издание, а у двух снизилась периодичность.
Кроме того, по его словам, возможно сокращение подписных тиражей, в основном за счет корпоративной подписки. Однако уже сейчас замечен рост розничных тиражей, за счет которых можно "выжить".
Что касается отношений с рекламным рынком, то "сейчас можно говорить о том, что медийный рынок, рынок прессы находится в состоянии переговоров о том, что у нас будет в 2009 году", отметил Шкулев. Одной из наметившихся тенденций будет либо полное отсутствие годовых контрактов с рекламодателями, либо контракты, в которых заложена возможность их изменения.
"Первое: мы видим, что у нас не будет стабильных, четко оговоренных контрактов на весь год, по целому ряду компаний, которые работали традиционно по годовым контрактам - мы будем иметь эти контракты, но с достаточным количеством оговорок", - сказал он, добавив, что некоторые крупные рекламодатели уже делают оговорки по поводу новогодних продаж, которые в значительной степени определят условия работы в первом квартале 2009 года.
"А продажи первого квартала будут, соответственно, давать проекцию на последующий период. Поэтому для наиболее устойчивых компаний с очень ясной стратегией будет применяться как минимум такая цикличность", - сказал Шкулев.
Другая группа рекламодателей, по его словам, будет планировать бюджеты на более короткие периоды. Одной из общих тенденций для всех рекламодателей является то, что они принимают решения в последнюю минуту.
"Сегодня очень много рекламодателей, которые принимают решения для себя в самый последний момент. В зависимости от запуска программы, начинаются рекламные компании, в зависимости от того, какой период в бизнесе - период роста или период падения, имеется в виду сезонный, они очень четко на все это реагирую", - сообщил президент " HFS/ИнтерМедиаГруп".
По мнению коммерческого директора ИД "Коммерсант" Филенкова, "рекламный рынок сократится, но наиболее крупные игроки, возможно, даже выиграют за счет исчезновения более слабых".