Марина Смовж, специально для РИА Новости.
Российские производители мяса весь год боролись за ужесточение импортного режима и получили его. Теперь им предстоит выбрать стратегию поведения на рынке, чтобы не остаться без покупателей. От того, смогут ли они пойти на временное снижение своих доходов, будет зависеть спрос на их продукцию.
Уходящий 2008 год стал для игроков мясного рынка периодом очередного передела правил игры. Еще в 2003 году правительство ввело систему квотирования на зарубежные поставки мяса всех видов. Ввоз сверх квот облагался повышенной таможенной пошлиной. Смысл квотирования был прост – перенаправить внутренний спрос на отечественное мясо.
Но, по словам внутренних производителей, в процессе работы система давала сбои. Доля импорта в общем объеме потребления мяса в России снижалась слабо, а в некоторые периоды и вовсе росла.
Впрочем, вопреки этому несовершенству, российские мясопроизводители смогли укрепить свои позиции на рынке. К уже существующим компаниям присоединялись новые, особенно много появлялось свинокомплексов и птицеферм. Это объяснялось небольшим сроком окупаемости и привлекательным уровнем рентабельности подобных проектов, например, в птицеводстве он доходил до 60%. Расширение производственных мощностей птицеводов, по данным Росптицесоюза, дало возможность ежегодно увеличивать внутреннее производство птицы на 15-18%. Производство свинины, по сведениям Минсельхоза, в этом году могло увеличиться на 8%.
Вот только уже в начале этого года темпы роста внутреннего производства оказались под большой угрозой. В выпуске всех видов мяса резко возросла себестоимость, в первую очередь, за счет роста затрат на корма. Результат был соответствующий – российская продукция оказалась неконкурентоспособной по цене в сравнении с зарубежной, что покупатель тут же и оценил.
Производители же начали усиленно бороться за потребительский спрос и инициировать изменение системы квот. Бороться же было за что. Из 2,9 млн тонн съеденной в России свинины в этом году, почти 700 тыс. тонн пришлось на импортные поставки. Потребляемые 3 млн тонн мяса птицы лишь наполовину состоят из мяса российского производства.
Выступления и переговоры с чиновниками птицеводов и свиноводов, длившиеся почти всю вторую половину года, изменили квоты. Так, вместо разрешенных к ввозу в этом году 1,25 млн тонн курятины в следующем можно будет завести только 952 тыс. тонн. Свиная квота увеличилась с 502 тыс. до 532 тыс. тонн. Зато изменилась не в пользу импортеров сверхквотная ввозная пошлина. Раньше она составляла 60% от таможенной стоимости, но не менее 1 евро за килограмм и благодаря этому импортеры смогли ввезти еще почти 200 тыс. тонн свинины. С будущего года размер пошлины составит 75%, но не менее 1,5 евро за килограмм.
Когда изменения были утверждены, внутренние производители мяса говорили, что дефицита не будет, ведь новая система учла их производственные возможности. Вот только кризис может внести в обеспечение мясом потребителей свои коррективы. Он уже сказался негативно на импорте. По данным Национальной мясной ассоциации в декабре резко сократились зарубежные поставки мяса всех видов. Так, если ежемесячно свинины ввозилось около 65 тыс. тонн, то в начале декабря - всего лишь 20 тыс., мяса птицы было ввезено 32,5 тыс. тонн вместо обычных 65 тыс. Импортерам не хватает денег, чтобы обеспечивать поставки на нужном уровне. Даже, несмотря на то, что сейчас на внешних рынках цены на мясо не растут.
Импортеры не берутся делать прогнозы о том, как изменится ситуация с ввозом мяса в будущем году и сможет ли нехватка наличных средств спровоцировать дефицит. Но вряд ли ситуация с деньгами у импортеров изменится к лучшему в самом начале года. Мясопереработчики, являющиеся основными потребителями импортного мяса не могут во время рассчитываться с поставщиками, так как сами испытывают на себе кризис – платежеспособный спрос на их продукцию постепенно сокращается. По данным опроса исследовательской компании Nielsen, каждый третий опрошенный потребитель стал экономить на мясе (всего в опросе участвовало более 500 респондентов).
У российских производителей ситуация пока выглядит стабильней. При сниженной себестоимости (благодаря высокому урожаю и низким затратам на корма), они имеют высокие цены на свою продукцию. Только на свинину за год цены выросли, по данным Института аграрного маркетинга (ИАМ), на 20-25%. В целом, по данным Росстата, с начала года на мясо и мясопродукты цены поднялись на 21,5%.
Однако и местные производители подвержены влиянию финансово-экономического коллапса, и они могут оказаться в ситуации нехватки оборотных средств. Чтобы избежать ловушки кризиса, у российских мясных компаний есть два варианта. С одной стороны, они могут пойти на сокращение затрат путем снижения объемов производства. Но этот вариант будет сопровождаться двумя негативными факторами – дефицитом и ростом цен на мясо. Сможет ли выдержать потребитель эту стратегию производителей при снижении плажетеспособности – большой вопрос. Даже если не брать во внимание кризис, на определенные виды мяса существует ценовой предел. К примеру, по словам главы российского представительства Американского совета по экспорту домашней птицы и яиц Альберта Давлеева, по мясу курицы он составляет 100-120 рублей за килограмм. Если цена будет выше этого уровня, спрос автоматически будет снижаться.
Это вариант плох еще и тем, что снижение производства может привести к потере рыночной доли самой компании. Гораздо более продуктивным может оказаться второй путь сохранения баланса между производителями и потребителями на рынке мяса. По мнению директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, если производитель мяса хочет сохранить объемы продаж на уровне этого года и удержать своих покупателей, то ему лучше будет пойти на временное снижение цен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции