МОСКВА, 24 дек - РИА Новости, Светлана Вовк. Кризис отразится, в первую очередь, на высокой литературе, считает писатель и главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков.
"Если кризис будет развиваться вглубь и вширь, то он, к сожалению, в первую очередь, отразится на высокой литературе", - сказал Поляков РИА Новости.
Он признался, что, дабы избежать путаницы понятий, делит авторов "фикшн" на писателей - "это те, кто создает более или менее, но художественную литературу", и "ПИПов" - "это те, кто создает книжную продукцию, всякие дамские романы, бесконечные детективы".
"ПИП - это аббревиатура, которая расшифровывается как "персонифицированный издательский проект". Вот они-то и выживут, потому что их творчество - это чистая коммерция. Так что кризис ударит, прежде всего, по писателям", - считает Поляков.
Тенденции
По мнению Полякова, в художественной литературе уходящий год обозначил две тенденции.
"Первая - постмодернизм все более теряет свои позиции и среди читателей, и среди критиков, уступая место разным формам реализма, вторая - интерес к советской эпохе", - сказал Поляков.
"Тот факт, что лауреатом "Большой книги" стал Владимир Маканин с романом "Асан" о чеченской войне, "а не произведение о жизни геев в каком-то Подмосковье", уже свидетельствует о наступлении реализма.
"А в "Библиотекаре" Елизарова, который стал победителем "Русского Буккера", эксплуатируется советская тематика", - отметил собеседник агентства.
"Литература здесь опережает официальную идеологию "антисоветизма", которая, я считаю, пагубна во всех отношениях. Вспомните, и большевики, придя к власти, говорили, что при царе жить было невозможно", - добавил Поляков.
Открытия и разочарования
Одним из литературных открытий 2008 года для Полякова стала проза петрозаводской писательницы Ирины Мамаевой, автора сборника повестей "Земля Гай".
"У нее есть чувство слова. А это сегодня редкость", - отметил писатель. По его мнению, современные авторы зачастую пользуются усредненным языком. "95 процентов современных писателей, причем даже увенчанных премиями, пишут на усредненном языке советской фантастики. А если, открыв страницу и закрыв обложку, читатель не угадал, кто это написал, то считайте - писателя нет", - считает Поляков.
Как признался собеседник агентства, в этом году его, как читателя, разочаровал Алексей Варламов, написавший, по его мнению, "очень слабую книгу о Булгакове".
"Я вообще считаю, что вот так походя, спустя рукава, писать по булгаковской теме нельзя", - пояснил Поляков.
Пост
Юрий Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве. Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Кандидат филологических наук. C 19 апреля 2001 года - главный редактор "Литературной газеты". Автор популярных произведений "Сто дней до приказа" (1987), "ЧП районного масштаба" (1985), "Работа над ошибками" (1986), "Апофегей" (1989), "Парижская любовь Кости Гуманкова" (1991), "Демгородок" (1993), "Козленок в молоке" (1995), "Небо падших" (1997), "Замыслил я побег..." (1999), "Грибной царь" (2005), "Гипсовый трубач, или Конец фильма" (2008).