МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. Российская поисковая система "Яндекс" в будущем может вернутся к идее IPO, но конкретных сроков сейчас нет, изменений в составе акционеров также пока не планируется, сообщил генеральный директор "Яндекса" Аркадий Волож в интервью газете "Ведомости", опубликованном во вторник.
Как напоминает издание, недавно источники, близкие к "Яндексу", шокировали рынок информацией об очередной возможной покупке владельца ИД "Коммерсант" Алишера Усманова. По их данным, Волож договорился о продаже Усманову 10% акций "Яндекса". Волож не подтвердил факт сделки с Усмановым: "Сама компания не планировала продавать никому новые акции, а переговоры между нашими акционерами мы комментировать не можем. Скажу только, что состав акционеров не поменялся и переговоры на тему продажи пакета пока не ведутся. Хочу подчеркнуть, что мы уважаем и ценим любого инвестора, особенно такого масштаба".
В настоящее время 30% акций "Яндекса" принадлежит основателям компании, около 20% - менеджерам, более 30% - фондам Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners, 15% - у Tiger Global Management.
Как отмечают "Ведомости", IPO "Яндекса" было самым ожидаемым событием рунета в этом году, но случился кризис, и вскоре стало известно, что компания отказалась от размещения на бирже. "В какой-то момент стало понятно, что разговаривать на эту тему просто не с кем. IPO - это когда 80 фондов хотят вас купить, а три банка вас продвигают. Когда же из трех банков два "заканчиваются", а 70 фондам из 80 некогда разговаривать, потому что у них свои проблемы, то никакое размещение невозможно по определению. Как и раньше, мы относимся к IPO как к одной из возможностей развития и не исключаем его в будущем, но конкретных сроков сейчас нет", - сказал гендиректор.
По его словам, в 2009 году могут быть небольшие продажи акций "Яндекса" в связи с потребностью в ликвидности для некоторых акционеров. "Ближайшей весной у нас заканчивается мораторий на сделки, принятый три года назад. Больших изменений в составе акционеров мы не предвидим, ключевые акционеры имеют долгосрочный взгляд на бизнес", - подчеркнул Волож.
Он отметил, что предложения от потенциальных покупателей поступают постоянно, независимо от кризиса. Глава компании выделил три вида предложений. "Первый - инвестировать в компанию и вырастить капитал. Это понятные предложения, которые легко обсуждать. Мы готовы вырастить капитал любого инвестора, который готов рисковать вместе с нами. Были и идеи собрать несколько интернет-компаний "в кучу" и устроить "колхоз". Там, кажется, было намешано много интересов напрямую конкурирующих с нами компаний. Мне кажется, что такие предложения обсуждать именно сейчас неправильно. Есть такой программистский принцип "не чини, пока работает". Не надо ломать успешную компанию, таких коллективов и технологий не так много в мире. "Яндекс" - одна из российских компаний "новой экономики", одна из нескольких действительно инновационных. Кажется, к нам прислушались. Ну а третий вид интереса был связан с опасениями, что стратегический для страны ресурс может уйти в неизвестные руки. Это соображение, кстати, нам вполне понятно", - подчеркнул он.
Говоря об итогах 2008 года, Волож отметил, что самым важным результатом уходящего года начатый два года назад процесс перераспределения долей на поисковом рынке. "Яндекс" отрос обратно до 56%, Google прекратил свой рост впервые за два года и остановился на 23%, Rambler почти ушел с рынка (7%) и уступил Mail.ru (10%). (Liveinternet. - "Ведомости").
"Кроме того, изменился и портальный ландшафт: теперь в первой пятерке главных российских интернет-компаний есть две социальные сети. Во-вторых, государство стало относиться к выросшей индустрии интернета гораздо серьезнее и впервые перешло к реальным действиям. В-третьих, кризис на рынке: наконец закончился дефицит кадров", - сказал глава "Яндекса".
Волож подчеркнул, что считает возросший интерес государства к интернету естественным.
"При разговорах о влиянии государства на интернет обычно обсуждается два разных аспекта - вопросы собственности и вопросы контроля контента. В смысле контроля собственности интернет можно сравнить с любой другой инфраструктурой в стране - например, с дорогами, телефоном или телевизором. Для любого государства это все - стратегическая ценность. Важно, чтобы в критических ситуациях это не оказалось в "неправильных руках" и не было использовано против народа и государства. Вся подобная инфраструктура повсюду в мире регулируется законодательством об иностранных инвестициях", - отметил гендиректор.
По его словам, "Яндекс" является стратегической компанией, как и отрасль в целом. "Государство должно понимать, кто управляет компанией, кому она принадлежит и кто в ней принимает решения. А компаниям - для нормальной деятельности, для нормальных отношений с инвесторами - важна прозрачность в отношениях с государством", - сообщил он.
Говоря о контроле государства за контентом, Волож подчеркнул, что "интернет больше не субкультура, а большое явление, влияющее на жизнь очень многих людей". "Им пользуются и наши дети, и наши родители. Раньше интернет был нишевой средой для небольшого числа людей, и там были свои нишевые нормы. Теперь он стал большим, и придется соблюдать те же нормы и законы, что и в обычной жизни. Например, некультурно по улице ходить без штанов, значит, и в интернете некультурно", - заметил глава "Яндекса".
Комментируя влияние кризиса на компанию, Волож отметил, что с конца октября "Яндекс" почувствовал замедление бурного роста, продолжавшегося несколько лет. "Мы наблюдаем сейчас двойной эффект: с одной стороны, падают цены на аукционе контекстной рекламы. У нас система автоматического ценообразования, сами мы цены не регулируем: когда каким-то отраслям плохо, цены в них автоматически снижаются. С другой стороны, трафик сильно вырос - в кризис люди сошли с ума и стали пользоваться интернетом намного активнее. В результате оборот не растет, но и не особо падает. Сейчас у нас немного увеличилось число рекламодателей, но уменьшился средний счет. Для меня это хороший сигнал о состоянии экономики в целом", - сказал он.
Он сообщил также, что компания не привлекает кредиты на развитие, используя для этих целей средства из прибыли. При этом "Яндекс" может выплатить дивиденды по итогам 2008 года.
"Мы, кажется, одни из немногих, кто еще продолжает наем. Но "бешено" нанимать перестали, потому что кадровый рынок сильно изменился. Раньше мы бегали за кандидатами и готовы были платить большие деньги за менее квалифицированных специалистов, рассчитывая их обучать внутри компании. Сейчас мы завалены резюме тех, кто потерял работу или ожидает ее потерять, и можем быть более разборчивыми. (...) Что касается проектов, кризис - хороший повод внести ясность: каждый должен понять, для чего он существует. Закрыть проект и уволить персонал всегда можно, главное в кризис - выделить главное и заниматься ", - подчеркнул Волож.