Александр Песляк, обозреватель РИА Новости.
Он сам не бывал на поле битвы – но обеспечил многие победы на суше, в воздухе и на море. Не военачальник, но почти шесть лет упорно воевал. Например, с канадцами. В итоге получил единственный на всю Россию сертификат лётной годности по североамериканскому стандарту. И право продаж вертолёта Ка-32 почти в сто стран, где такой стандарт признан.
Сергей Михеев, выпускник МАИ, ровно половину жизни возглавляет конструкторское бюро «Камов». Единственную в мире фирму, где разработана и внедрена в серийное производство соосная схема вертолета (два несущих винта на одной оси вращаются в противоположные стороны).
Пилоты–испытатели и боевые офицеры-авиаторы единодушны в оценке: простота управления нового поколения машин с литерой Ка просто удивительна. И второе: высокая маневренность, недоступная никакой иной схеме винтокрылов. Это качество востребовано на кораблях с малой палубой, палубными надстройками, при режиме качки. Востребовано и в боевых условиях - при полётах в ущельях, десантировании на горные «пятачки». Когда у летательного аппарата малые габариты, на хвосте ничего нет, так что приводы и рулевой винт очередью уже не повредить - это для лётчиков просто бальзам, говорят специалисты.
Ка-27 – такой же «основатель династии», как Су-27 в авиации. Именно с базового корабельного вертолета взяли начало другие, принципиально усовершенствованные варианты – «спасатель» Ка-27ПС, транспортно-боевой Ка-29, начиненный электроникой Ка-31 для поиска атомных подводных лодок.
А когда из названных модификаций извлекли всё военное снаряжение, по словам конструктора Вениамина Касьянникова, родилась совершенно уникальная машина Ка-32: «Заслуга уже Михеева-организатора – в том, что в течение семи (!) лет он не терял к ней интереса, заботился о продвижении проекта. 90-ые годы были тяжелейшими для экономики, всё закрывалось, а мы добились всемирного «паспорта». Это результат настойчивости и дальновидности нашего Генерального».
Его упорство проявилось и в ходе труднейшего тендера на боевые вертолеты для Турции. По свидетельству академика Александра Матвеенко, американские и европейские вертолёты ни в какое сравнение не шли с нашим: «Он кружит себе по конусу - и стреляет точно в одну точку. Ну кто ещё так может!?» Но тогда из-за океана потребовали – Россию на этот рынок не пускать.
А по сути победили русские, преимущество их машины признавали сами конкуренты. Речь шла о модернизированном Ка-50, известном как «Чёрная акула». Он выиграл конкурс Министерства обороны СССР ещё в 1986 г., на вооружение указом Президента России принят десятилетие спустя, а госзаказ для армии был оформлен лишь в 2006 году. Все эти годы шла модернизация и этой выдающейся машины, причем ее создатели параллельно вели разработку двухместного всепогодного Ка-52 «Аллигатор» (ныне заказаны три десятка для ВВС), многоцелевой военно-транспортной «Касатки» Ка-60 и её гражданского варианта Ка-62.
Мировые приоритеты легендарной «Акулы» - в высочайших лётно-технических, взлётно-посадочных и маневренных характеристиках, эффективном вооружении, боевой живучести (броня для пилота и ряда систем, катапульта), закрытой линии обмена данными с «землей», возможности целеуказания группе ударных вертолётов.
«Разработка и развитие Ка-50 и Ка-52 пришлись на тяжёлые времена, и состоялись проекты исключительно благодаря целеустремленности, воле, умению руководителя находить непростые решения в условиях большой неопределенности во внешней среде», заметил в этой связи первый заместитель главы компании «Вертолёты России» Игорь Пшеничный: «Сергей Викторович Михеев овладел навыками работы, управления в рыночных условиях. И прославленное КБ выстояло, имеет сегодня хороший задел». А высокое признание заслуг - звезда Героя России (всего два конструктора имеют её), Ленинская и Государственная премии, другие награды.
Помимо упорства, личность определили целеустремленность, широчайший кругозор, коммуникабельность. Профессор Матвеенко называет своего институтского друга глубоким самобытным учёным, вполне закономерно избранным в Академию наук (с 2000 г. - член-корреспондент РАН): «Имея оригинальное понимание будущего летательных аппаратов, он в своей книге «Перспективы развития вертолётостроения» указал: надо летать со скоростью не 300, а хотя бы 500 км/час. И сам возглавил разработку скоростной машины с жёсткими несущими винтами».
Этот проект Ка-92 необычен также дальностью полёта – до полутора тысяч километров, вместительностью – до 30 пассажиров. А в работе – концептуальная модель аппарата Ка-90 со скоростью до 700 км/час.
Все более востребованным становится и экспортный вариант Ка-226Т – первая машина, полностью разработанная в постсоветское время и поставленная на конвейер. В целом по шести темам проходят государственные испытания. Главное же, что удалось сохранить уникальный коллектив и школу камовского проектирования, что экспорт в Индию, Китай, страны Европы помог тогда пережить отсутствие госзаказа. Машины разного назначения тушат пожары, перевозят грузы, доставляют больных, нефтяников, северян - или боевой десант, ведут патрулирование. Индия и другие страны заказывают модернизацию корабельных вертолетов, готовы приобретать новые изделия; латиноамериканские генералы и гражданские службы внимательно присматриваются к камовским новинкам.
Сегодня у Михеева главная мечта – обеспечить приток молодежи в КБ. О преобразованиях в отрасли юбиляр говорит прямо: «Я всю жизнь мечтал, чтобы две родственные организации, камовцы и милевцы, начали работать в унисон. Две фирмы – это необходимое и достаточное количество для соревновательности и взаимной подпитки творческих школ, качества».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции