Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, член экспертного совета РИА Новости.
Сегодня Казахстан выступает в роли радушного хозяина, приняв лидеров некоторых постсоветских государств в рамках неформального саммита СНГ.
Довольно удачный повод подвести итоги года, которые оказались не очень хорошими для данной региональной структуры. Взять хотя бы состав участников очередной встречи без галстуков в Боровом. Почему-то не были приглашены или сами отказались от приглашения Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, то есть весь состав ГУАМ. И если отсутствие Саакашвили и Ющенко понять можно, учитывая новый виток напряжения в их отношениях с Россией, то Азербайджан и Молдова такие мероприятия обычно не игнорировали. Возможно, Баку до сих пор раздражен российской политикой на Кавказе, связанной с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии, что нарушило территориальный статус-кво на всем Кавказе и создало опасный прецедент для Нагорного Карабаха. А Кишинев, может быть, опасается повторения такого же сценария в Приднестровье и явно склоняется к украинской политике быстрого вхождения в сферу влияния ЕС.
В любом случае, неполный состав глав государств на неформальном саммите СНГ лишь обозначает те трещины в межгосударственных отношениях, которые появились уже давно. Началась вторая волна центробежных процессов после распада СССР, когда государства разбегаются в свои клубы по интересам, напоминающие междусобойчики. На этот раз неформальный саммит СНГ больше походит на продолжение московской встречи в рамках ЕвразЭС, но уже с участием глав государства, так как не все, но большинство участников встречи в Боровом входят и в эту региональную структуру.
Непонятна позиция Узбекистана, чей лидер взял самоотвод от участия в саммите. Несмотря на то, что эта республика недавно приостановила членство в ЕвразЭС, последствия мирового финансового кризиса должны также беспокоить и «непредсказуемый» Ташкент, особенно в плане возвращения гастарбайтеров из России и Казахстана, а также сокращения их денежных переводов. Стоит отметить, что незадолго до этого президент Таджикистана Эмомали Рахмон также попросил российские власти увеличить миграционную квоту для трудовых мигрантов из своей страны, так как в случае их возвращения Таджикистан потеряет не только $1,6 млрд. долларов, которые переводят мигранты, но и получит социально-экономический взрыв.
Кыргызстан в свою очередь рассчитывает на те $2 миллиарда долларов, которые обещал Владимир Путин на недавней встрече в рамках ЕвразЭС. Аналогичную сумму уже получила Беларусь, от которой Россия снова стала требовать расширенный доступ к ее экономике. Такая же схема будет применяться и по отношению к Кыргызстану, где как раз объявили о приватизации 250 республиканских объектов.
В свою очередь сама Россия довольно крепко привязана к Туркменистану своими газовыми контрактами. А Казахстан совместно с Беларусью и Россией уже с 1 января 2009 года собирается запустить рабочий орган Таможенного союза, который будет осуществлять координацию переговорного процесса по формированию единого таможенного тарифа и вести разработку проекта таможенного кодекса. И Россия явно хочет воспользоваться этим кризисом для закрепления своих экономических позиций в тех постсоветских странах, с которыми имеет более или менее отрегулированные отношения. Дошло до того, что Москва стала предлагать рубль в качестве региональной резервной валюты, что вызвало настороженность даже у Казахстана и вряд ли будет поддержано большинством стран СНГ, которые еще помнят, как в свое время Россия не менее активно выталкивала их из своей рублевой зоны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции