Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
Появление «кризисного правительства», как назвали в прессе комиссию под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, означает, что от денежных вливаний власти переходят к комплексным мерам по преодолению кризиса. Но как определить, кому и в какой мере нужно помочь в условиях финкризиса?
По одной из версий, оказывать помощь необходимо в первую очередь перспективным и технологичным производствам. Так, на прошедшем на днях в Москве молодежном инновационном конвенте изобретатели представили новинки, которые, по общему признанию, помогли бы России выйти победителем из мирового финансового кризиса. Но значит ли это, что надо, пользуясь моментом, закрыть все старые и неконкурентоспособные предприятия?
В Италии, например, заявили, что после выхода из кризиса в стране останется всего 6 автомобилестроительных компаний. А в Америке, тем не менее, решили поддержать «детройтскую тройку», потому как закрытие автозаводов способно углубить кризис - почти 10% рабочих мест в США создается именно автопромом. А как тогда быть с нашим АвтоВАЗом? Или с авиастроительными заводами, производящими и уникальные самолеты, и такие, которые безнадежно отстали от зарубежных аналогов?
В любом случае уже известно, что на поддержку государства могут рассчитывать 300 градообразующих и оборонных предприятий федерального значения и еще 1500 заводов и комбинатов регионального уровня – госгарантии позволят сохранить экономику, в условиях финансового кризиса не допустив обрыва системных связей между участниками производственно-сбытовых цепочек. Естественно, будет учитываться и отдача на каждый вложенный рубль, а потому деньги достанутся в первую очередь эффективным компаниям.
Другое дело, что правительство должно четко понимать, сколько средств есть в его распоряжении. К сожалению, по данным статистики, в ноябре произошло резкое сокращение доходов федерального бюджета – налоговая служба собрала в два раза меньше налогов, чем в октябре, а поступления от таможни сократились более чем на четверть. Снижение таможенных поступлений объясняется в первую очередь падением нефтяных цен, а показатели ФНС снизились из-за сокращения прибыльности предприятий и объемов производства. В итоге образовался дефицит в размере 298,76 млрд. рублей.
Уже в 2009 году ожидается сокращение доходов регионов, чей бюджет в основном пополняет налог на прибыль. А он со следующего года уменьшится на 25-30% в интересах поддержки отечественного производителя. В Москве, как заявили столичные власти, доля поступлений от налога на прибыль в структуре доходов достигает половины средств. В результате - в столице в новом варианте бюджета план по доходам сокращены на 143,4 млрд. руб., а по расходам - на 202 млрд. Планы по капвложениям, в частности, урезаны на 25%, на дорожное строительство - на 22%, на коммунальное хозяйство - на 17% …
Между тем, как говорят независимые эксперты, в чем-то эти сокращения полезны - власти могут пересмотреть планы возведения дорогостоящих амбициозных и не всегда популярных проектов, например, строительства новых небоскребов в "Москва-Сити" или неоднозначного решения по сносу здания Центрального дома художника на Крымском Валу.
К тому же от ряда проектов отказываются и компании, ведущие точечную застройку, против которой протестуют жители, выступающие за сохранение исторического облика центра Москвы. Так что призыв «жить по средствам» может оказаться полезным. Причем это относится не только к столице, но и к ряду регионов, испытывающих похожие «болезни роста». В результате - удастся сэкономить деньги для действительно насущных нужд.
И последнее. И глава правительства, и глава Минфина постоянно подчеркивают, что все социальные обязательства, зафиксированные в бюджете 2009 года, будут выполнены. В том документе Минфина о госгарантиях прописаны предложения о выделении 150 млрд. руб. на поддержку рынка труда и выплату пособий по безработице. Несмотря на трудности, будет продолжено и финансирование национальных проектов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции