Никита Петров, специально для РИА Новости.
17 декабря Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) отмечают свой день рождения. Созданные решением правительства в 1959 году они, в отличие от большинства других видов и родов войск России, никогда не воевали, но, во многом именно благодаря им, наша страна вот уже шестьдесят три с лишним года не знает, что такое крупномасштабная война. Ракетные войска, стоящие на круглосуточном боевом дежурстве стратегические ракеты, гарантируют неприкосновенность наших границ.
Что представляют собой российские РВСН? В сравнении с прошлыми, советскими годами, когда все, что было с ними связано, представляло огромный секрет, сегодня они - не тайна. Точнее, не все в них тайна. По условиям Российско-Американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который, кстати, заканчивается 5 декабря 2009 года, мы обмениваемся с Вашингтоном многими данными. В том числе о наличии и дислокации развернутых стратегических ракет и количестве ядерных боеголовок на них. Согласно этой информации, на 1 июля 2008 года в составе наших ракетных войск три ракетные армии: 27-я гвардейская (штаб расположен в городе Владимир), 31-я (штаб – в Оренбурге), 33-я гвардейская (штаб – в Омске). Была недавно и 53-я армия, но в конце 2002 года она была расформирована. Планируется, что в течение ближайших нескольких лет будет расформирована и 31-я ракетная армия.
А в составе действующих армий на сегодняшний день состоят 11 ракетных дивизий, на вооружении которых находятся четыре вида стратегических ракетных комплексов. Твердотопливных, то есть с двигателями, работающими на особом составе порохов. И жидкостные, где двигатели работают на двухкомпонентных составах топлива и окислителя – гептила и амила. У них есть еще правильные научные названия, но их выговорить неспециалисту-химику очень трудно.
Самый новый из российских стратегических ракетных комплексов – моноблочный твердотопливный РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (SS-27 по западной классификации). Их у нас 54. Сорок восемь шахтных в 60-й Таманской ракетной дивизии, что дислоцируется под Саратовом, в поселке Татищево. И шесть мобильных в 54-й гвардейской ракетной дивизии в Ивановской области, поселок Тейково. Точнее – Красные Сосенки. Командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов недавно пообещал, что к концу нынешнего года в Тейковской дивизии будет поставлен на боевое дежурство еще один дивизион подвижного стратегического ракетного комплекса «Тополь-М». Количество пусковых в этом дивизионе он не назвал, но можно предположить, что их будет не меньше двух.
Кроме «Тополя-М» на вооружении РВСН сегодня стоят 189 «обычных» моноблочных твердотопливных подвижных «Тополей». (SS-25 Sickle) В гарнизонах Тейково, Выползово, Новосибирск, Йошкар-Ола, Нижний Тагил, Барнаул и Иркутск. Есть еще достаточно «возрастные» жидкостные ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). 75 «Воевод» Р-36М и Р-36МУТТХ (на Западе их называют SS-18 Satan). Этими, самыми тяжелыми в мире ракетами (210 тонн в заправленном состоянии), способными нести к цели по 10 ядерных боевых блоков, вооружены полки 13-й и 62-й ракетных дивизий, дислоцированные в поселках Домбаровский и Ужур (Ясный и Ужур-4), Оренбургской и Омской ракетных армий.
Плюс к «Воеводе» есть еще 97 стратегических жидкостных ракет УР-100НУТТХ (SS-19 Stiletto) в 60-й и 28-й ракетных дивизиях 27-й ракетной армии, размещенные в Татищево (Саратовская область) и Козельске (Калужская). Эти ракеты несут по 6 РГЧ ИН. Всего на 1 июля нынешнего года, день обмена данными между Россией и США по пока еще действующему Договору СНВ-1, в РВСН стоит на боевом дежурстве 415 стратегических ракетных комплексов, способных доставить к цели, преодолев, как заявляют генералы, любую систему ПРО, 1575 ядерных боевых блоков.
В будущем году, по словам генерал-полковника Николая Соловцова, продолжится перевооружение ракетных дивизий на новые комплексы, которые заменят тех «стратегов», что выработали свой технический ресурс. Даже продленный. В «соответствии с объемами, предусмотренными Государственной программой вооружения на 2007–2015 год, а также государственными оборонными заказами на соответствующий год», – сказал командующий РВСН.
Вместе с тем новые угрозы безопасности России, в том числе и планы США по развертыванию элементов третьего позиционного района стратегической противоракетной обороны в Европе, говорит генерал Соловцов, заставляют ускорить разработку перспективных межконтинентальных баллистических ракет (МБР). По его словам, «в настоящее время интенсифицированы работы по созданию научно-технического задела по новым ракетным комплексам, которые будут востребованы на этапе 2020 года».
Но уже в прошлом и этом году в России прошли испытания новой многоголовой твердотопливной стратегической ракеты РС-24. По словам Соловцова, она придет на смену устаревшим многозарядным МБР SS-19 и SS-18 по мере истечения их продленных сроков эксплуатации. В будущем вместе с уже принятой на вооружение моноблочной РС-2ПМ2 «Тополь-М», которая, в принципе, может стать и «трехголовой», о чем не раз предупреждал генеральный конструктор этой ракеты Юрий Соломонов, МБР РС-24 составят основу ударной группировки РВСН. Эта группировка будет способна в составе стратегических ядерных сил России надежно обеспечить безопасность страны и ее союзников до середины XXI века, заверил командующий.
РС-24 планируется ставить на боевое дежурство с декабря будущего года. Почему именно в это время? Не только из-за того, что к этому сроку необходимо закончить весь процесс их испытаний, принять комплекс на вооружение и запустить в серию на Воткинском заводе, единственном, где делают у нас в стране твердотопливные ракеты. Именно в это время закончится действие Договора СНВ-1, который запрещал обеим сторонам иметь многоголовые наземные ракеты. И у России появится юридическая возможность заменять устаревающие многоголовые «жидкостники» многоголовыми твердотопливными ракетами.
Правда, не исключено, что к истечению договора СНВ-1 стороны сумеют договориться о его продолжении или заключении нового соглашения о контроле над стратегическими вооружениями на базе СНВ, который заменит его. Сейчас в Москве находится высокопоставленная американская делегация во главе с заместителем государственного секретаря США Джоном Рудом, которая проводит консультации с российской делегацией во главе с заместителем главы МИДа Сергеем Рябковым о параметрах будущих договоренностей. По словам специалистов в области стратегических вооружений, в частности, бывшего начальника главного штаба РВСН генерал-полковника Виктора Есина, прийти к соглашению будет весьма не просто.
К тому же накладывает свой отпечаток смена администрации в Вашингтоне. Ее курс и политика в области СНВ еще четко не выработана. К тому же США не хотят принимать на себя ограничения по засчету ядерных боеголовок, находящихся как на самих ракетах, так и на складах. А это принципиальный вопрос. Россия не держит на своих арсеналах, так называемый, возвратный потенциал, то есть те ядерные боеголовки, которые сняты с ракет, но могут быть легко возвращены на прежнее место. А США практикуют такой способ. И это не позволяет достичь приемлемого баланса. Но как бы то ни было, договариваться все равно придется.
А пока РВСН будет продолжать стоять на страже безопасности России. Гарантированно предотвращая войну своей высокой боевой готовностью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции