МОСКВА, 16 дек - РИА Новости. Россияне не имеют ясного представления, чем обернется глобальный кризис для России, и каким образом он скажется на жизни граждан нашей страны, заявил руководитель отдела социокультурных исследований аналитического центра Юрия Левады Алексей Левинсон на заседании "Клуба ФБК".
"Никакого четкого представления о перспективах у россиян на сегодняшний день нет. Есть туманные надежды, что все скоро кончится, и есть пессимистичный прогноз, что кризис продлится больше двух лет", - сказал Левинсон.
По его словам, такие выводы центр сделал на основании опроса общественного мнения, проведенного в четырех крупных городах России в первой декаде декабря.
"Пока еще сохраняет значимость оценка, что страна вплывает в ситуацию кризиса наиболее безболезненным способом", - продолжил он. Такие драматические обстоятельства, как потеря работы, пока еще коснулись лишь отдельных групп граждан в ряде регионов.
Но в будущем от кризиса больше всего могут пострадать семейные люди с детьми, живущие в небольших городах. В случае увольнения им будет тяжело найти новую работу в своем городе и достаточно проблематично переехать всей семьей в другой регион.
Вахтово-огородный метод
"Левада-центр" видит два выхода для граждан, попавших в такую ситуацию. Первый вариант - это "отходничество", то есть возврат к вахтовому методу работы, когда один из членов семьи уезжает на временные заработки в соседний регион или в крупный город.
Второй вариант - это сокращать покупки до уровня "соль-спички-мыло" и питаться урожаем, полученным с родных шести соток. "К этой стратегии пока не обратились", - сказал Левинсон. "До начала работы на огороде еще полгода, а панические скупки товаров-предвестников войны и голода локальны", - пояснил эксперт.
Что будет?
Между тем в целом опрошенные центром люди относительно будущего настроены скептически. Более половины из них ожидают, что рост цен продолжится как минимум нынешними темпами, доходы будут расти только у богатых, а 2009 год станет плохим для сбережений. Поэтому 23% граждан собираются тратить деньги на крупные покупки, а не продолжать копить. При этом только 36% респондентов уверены, что в следующем году им удастся сохранить характер потребления на уровне этого года.