МОСКВА, 16 дек - РИА Новости. "Газпром", которому в 2009 году грозит потеря $20 миллиардов доходов, ищет способы финансирования крупных инвестпроектов: монополия готова уменьшить свою долю в них в обмен на дополнительные вложения со стороны партнеров, пишет во вторник газета "Коммерсант".
В ряде случаев, в том числе в отношении газопровода Nord Stream и Штокмановского месторождения, это может вылиться в потерю формального контроля, отмечает издание. Однако у "Газпрома" есть подобный опыт - управленческий контроль может быть оговорен специальными соглашениями с другими инвесторами.
На заседании совета директоров "Газпрома" 23 декабря будет обсуждаться "Новая финансовая стратегия в условиях нарастания кризисных явлений на мировых финансовых рынках". В результате падения цен на газ в Европе "Газпром" в 2009 году может недополучить $20 миллиардов доходов, которые не компенсирует рост цен в СНГ и России. В то же время, правление холдинга в конце ноября предварительно утвердило инвестпрограмму объемом 920 миллиардов рублей ($28 миллиардов по курсу, заложенному в ее бюджет 2009 года).
Официально в "Газпроме" официально содержание антикризисной программы не комментируют. Но источник "Коммерсанта", близкий к совету директоров монополии, рассказал, что в проекте стратегии говорится о шести базовых принципах действий в условиях отсутствия зарубежного финансирования. "В этом документе нет ни цифр, ни проектов, но определены меры, которые могут помочь пройти период кризиса относительно безболезненно", - пояснил собеседник издания.
В частности, стратегия предусматривает поиск новых источников финансирования инвестпроектов путем "уменьшения доли участия общества за счет привлечения партнеров". Еще одним пунктом оговаривается "проведение переговоров с партнерами по совместным проектам "Газпрома" по их финансированию за счет собственных средств партнеров".
Речь может идти в первую очередь о компаниях специального назначения, пояснил "Коммерсанту" источник в "Газпроме". Такими, например, являются оператор крупнейшего шельфового месторождения в России Shtockman Development AG (51% у "Газпрома"), Rosukrenergo AG (50%), Nord Stream AG и South Stream AG (по 51%) - операторы строительства трубопроводов из России в Европу, ЗАО "Газпром ЮРГМ трейдинг", отвечающее за разработку и реализацию газа с Южно-Русского месторождения. Партнерами "Газпрома" по ним являются французская Total и норвежская StatoilHydro, немецкие E.On и BASF, итальянская ENI, предприниматели Дмитрий Фирташ и Иван Фурсин.
В "Газпроме" и европейских концернах комментировать возможное уменьшение доли монополии в проектах отказались. Однако неофициально менеджер одной из компаний пояснил, что "все будет зависеть от проекта и условий увеличения доли". Ранее руководители StatoilHydro, E.On и BASF высказывали намерение "закрепиться в стратегических регионах с точки зрения ресурсной базы". Однако менеджер одной из компаний говорит, что планы "Газпрома" его удивили: "Мы пока не думали и не обсуждали такую возможность".
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" отмечает, что "Газпром" может сохранить за собой право оперативного управления компаниями спецназначения, продав лишь так называемый экономический результат. К примеру, в "Газпром ЮРГМ трейдинг" юридически монополии принадлежит 51% акций, однако BASF владеет 25% минус одна голосующая акция, но плюс одна привилегированная акция, которая позволяет немецкому акционеру инвестировать и получать прибыль или убытки дополнительно на 10% в проекте.
"Эти компании являются операционными, работающими за вознаграждение, - отмечает Нестеров. - Главное для "Газпрома" - сохранить за собой приоритетное право на ресурсную базу и приобретение продукции, а также функции оператора".
Аналитик добавляет, что в казахстанском Кашагане ENI имеет 17%, но, будучи оператором проекта, принимает все стратегические решения. "Газпром" может сократить свою долю с 51% до 35-40%. Снижение доли в операционных предприятиях - это снижение финансовых и технологических рисков для "Газпрома", что выгодно для монополии", - говорит Нестеров.
По мнению Максима Шеина из "Брокеркредитсервиса", иностранные концерны могут согласиться на предложения "Газпрома", но это потребует длительных переговоров с учетом изменившейся рыночной ситуации. Вопрос еще в том, уточняет аналитик, будут ли у самих партнеров средства на новые вложения.
"Мы все в одинаковых условиях, когда невозможно взять кредиты", - говорит менеджер одной из европейских компаний. "Газпром" еще не в самой плохой ситуации, добавил собеседник "Коммерсанта", потому что ему помогает правительство России, а "нам никто не обещал помощи".