Юрий Зайцев действительный академический советник Академии инженерных наук.
Завершены комплексные испытания космического аппарата «Коронас-Фотон». 10 декабря государственной комиссией принято решение о его отправке на космодром Плесецк для предпусковой подготовки. По планам Роскосмоса старт должен был состояться в IV квартале текущего года. Но, как водится, для за-вершения любой, даже многолетней, работы всегда не хватает нескольких дней. Поэтому запуск может быть выполнен лишь в начале следующего года.
«Коронас-Фотон» станет первым за последние почти десять лет российским научным спутником, выведенным на орбиту, и третьим космическим аппаратом в серии КОРОНАС (Космические Орбитальные Околоземные Наблюдения Активности Солнца) долгосрочной Российской программы исследований Солнца и солнечно-земных связей. Все три аппарата представляют собой солнечно-ориентированные обсерватории, позволяющие в совокупности наблюдать Солнце во всем диапазоне излучений. Это дает возможность исследовать и строение нашего светила, и его атмосферу, а также природу и механизмы различных проявлений солнечной активности. Например, происхождение и ускорение солнечного ветра, оказывающего непосредственное воздействие на Землю и околоземное пространство; механизмы проникновения различных видов солнечной энергии внутрь магнитосферы и в ионосферу Земли.
Прикладные аспекты этих исследований сводятся к выяснению влияния активности Солнца на атмосферу и биосферу Земли, организм человека и техногенные структуры – линии электропередач, коммуникационные и трубопроводные системы и т.п.
В отличие от своих предшественников «Коронас-Фотон» предназначен для наблюдений Солнца в наиболее жестком диапазоне – рентгеновском и гамма. Одна из основных задач проекта – исследование процессов накопления энергии и ее трансформации в энергию ускоренных частиц во время солнечных вспышек и корреляции солнечной активности с физико-химическими процессами в верхней атмосфере Земли. Ученые надеются, в частности, выяснить, как меняется солнечное излучение с возрастанием активности светила и как эти изменения сказываются на климатических процессах нашей планеты. Это важно для разделения влияния на земной климат Солнца и человеческой деятельности, что позволит понять, является ли прогнозируемое глобальное потепление следствием антропогенного воздействия или причина, все-таки, в механизмах жизнедеятельности этой ближайшей к нам звезды.
Последние многие годы активность Солнца находится на самом высоком за всю историю наблюдений уровне. Одновременно отмечается и резкое по геологическим меркам потепление климата. Вполне возможно, какой-то вклад в этот процесс вносит антропогенное загрязнение окружающей среды. Однако, по мнению многих ученых, более вероятна связь глобальных климатических изменений с Солнцем.
Пример тому – очень ослабленная солнечная активность во второй половине XVII века. И именно в эту эпоху в Европе наблюдалось значительное снижение среднегодовых температур – наступил так называемый малый ледниковый период. Считается, что это было связано с уменьшением солнечного воздействия на земной климат.
Эмпирическая связь между активностью светила и самыми разнообразными процессами на нашей планете выявлена уже давно. Увеличение интенсивности так называемого солнечного ветра – потока плазмы солнечной короны, который резко возрастает с усилением солнечной деятельности, вызывает не только полярные сияния, но и возмущения в магнитосфере Земли. Магнитные бури, в свою очередь, могут приводить к авариям в линиях связи и электропередач, в газо- и нефтетрубопроводных системах, непосредственно влияют на здоровье людей, не только физическое, но и психическое.
В среднем за время одного одиннадцатилетнего солнечного цикла случается около 600 магнитных бурь – колебаний магнитного поля Земли как целого, возникающих от столкновения с нашей планетой выброшенной из Солнца плазмой. При этом атмосфера нагревается и расширяется, то есть буквально «разбухает». В ре-зультате, например «низколетящие» спутники начинают тормозиться и могут преждевременно сойти с орбиты. По этой причине сгорела в атмосфере американ-ская орбитальная станция «Скайлэб» и советская «Союз-7», которая была закон-сервирована - предполагалось через какое-то количество лет вновь использовать ее в пилотируемом режиме. Причем падение станции на Землю было неуправляемым, что само по себе грозило большими неприятностями. Согласно мировой статистике ежегодные затраты на восстановление работоспособности космических аппаратов, пострадавших в результате воздействия проявлений солнечной активности, составляют примерно 100 млн долл.
Особенно страдает от солнечной радиации электроника, как «космическая», так и наземная. Сегодняшняя зависимость землян от средств радиоэлектроники столь велика, что солнечная активность повышенной интенсивности может дезорганизовать работу жизнеобеспечивающих систем по всему миру.
Прогнозы «космической погоды» важны и для пилотируемой космонавтики.
По современным представлениям, различают три вида космической радиации: галактические космические лучи (ГКЛ), солнечные космические лучи и радиационный пояс Земли.
ГКЛ представляют собой ускоренные до высокой энергии ядра химических элементов, среди которых преобладают ядра водорода, гелия и других легких элементов. По своей проникающей способности они превосходят все другие виды радиации, кроме нейтрино. Для полного поглощения ГКЛ потребовался бы свинцовый экран толщиной около 15 м. Причем их интенсивность очень сильно зависит от солнечной активности. Солнечное излучение воздействует на межпланетные магнитные поля, которые, в свою очередь, рассеивают галактические частицы, препятствуют их проникновению во внутренние области Солнечной системы. Соответственно в годы максимума активности их поток уменьшается, а в годы минимума - увеличивается.
Прогнозируется, что в период предполагаемого полета землян на Марс (2018-2026 гг.) солнечная активность будет значительно ниже, чем в настоящее время, говорит руководитель проекта «Коронас-Фотон», директор Института астрофизики МИФИ Юрий Котов. И именно в это время, - подчеркивает он, - может повыситься интенсивность потока протонов, которые создают основную угрозу для здоровья и жизни космонавтов. Тем не менее, ученые еще имеют достаточно времени, чтобы разработать эффективные меры обеспечения безопасности пилотируемой марсианской миссии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции