Амиши – одно из ответвлений меннонитов, протестантской секты. Название "амиши" произошло от имени Якоба Аммана, известного Эльзасского проповедника второй половины XVII в., которого называли Амишем или Амишем Менонитским.
В Европе амиши подвергались преследованию властей, и в 1714 году члены секты переселились в Америку на территорию современной Пенсильвании.
Численность амишей в США – около 150 тысяч человек.
По этническому происхождению это в основном эльзасцы. Живут главным образом в Пенсильвании, а также в Айове, Огайо, Вирджинии, Делавэре, Мэриленде, Индиане, Иллинойсе и в Канаде (Онтарио). Есть общины в Мексике, Бразилии, Парагвае. Амишей и меннонитов в США собирательно называют "pennsylvania dutch" – "пенсильванские голландцы".
Амиши проповедуют необходимость возвращения к церкви апостольских времен; самыми существенными чертами христианина считают смирение, отказ от насилия. Амиши исполняют библейские предписания, ждут Второго пришествия Христа и его тысячелетнего царства ("хилиазм"). Основные положения вероучения амишей заключены в "Декларации главных положений нашей общей христианской веры" (1632).
Амиши не имеют молитвенных зданий, их богослужения проводятся в частных домах единоверцев. Служители культа избираются по жребию и выполняют свое служение безвозмездно. К крещению допускаются только взрослые.
Живут амиши только в сельской местности. Они выращивают хлеб, разводят скот и птицу, занимаются садоводством и пчеловодством.
Амиши не пользуются достижениями современной цивилизации – электричеством, радио, телевидением, автомобилями. Ездят они в колясках на металлических колесах (резиновых шин не признают). Пашут на лошадях и мулах. Семьи амишей многодетные. Женатые мужчины носят бороды, холостяки – безбородые. Живут амиши на изолированных фермах, относительно близко расположенных друг к другу, что позволяет соседям собираться на молитву, обучать детей в школе. Гостей амиши встречают любезно, но не позволяют себя фотографировать – запрещает их религия.
Приверженцы этого уклада сознательно не участвуют в политической жизни, отрицают присягу, по религиозным убеждениям они освобождены от прохождения воинской службы. Они не посылают детей в школу, давая им грамоту, воспитывая и формируя их мировоззрение в общине.
Обычаи, традиции и особенности быта амишей не раз привлекали внимание ученых. Особенно этим интересуются медики: люди в общинах отличаются отменным здоровьем, хотя не пользуются благами современных терапевтических средств и никогда не обращаются в больницу. Амиши не имеют понятия о простудных заболеваниях, о нервных расстройствах, у них не бывает ни инфарктов, ни инсультов. Здоровью в общине учат с детства. Это ‑ тяжелый физический труд, хождение босиком, обливание холодной водой круглый год, простая здоровая пища.
В последнее время жизнью амишей заинтересовались еще и сексологи. Отгородившись от цивилизации, амиши оказались неуязвимы и в этой сфере. Они не знают таких понятий, как развод, супружеская неверность, импотенция, аборт, кесарево сечение, выкидыш, половые извращения, венерические болезни и так далее.
По материалам газеты "Тайная власть" от 20.02.2006, словаря «Христианское разномыслие», сайта Aleksionapolis, энциклопедии «Народы и религии мира»