Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Лидеры 27 стран ЕС собрались 11-12 декабря на свой последний в уходящем году саммит в Брюсселе с настроениями – хуже некуда: в меню что ни блюдо, то либо с кризисной приправой, либо вообще прикасаться страшно. Но надо. Иначе будет еще хуже. ЕС видывал всякие кризисы, но, пожалуй, такой «подарок», как 2008-й, выдался впервые. В повестку дня словно кто-то очень злобный слил и мировой финансовый кризис (будь он проклят); и кошмарный путь выхода из него (будь он проклят вдвойне); и меры против потепления климата, прими которые в обещанных еще в 2007-м году масштабах, так лучше уж сразу в петлю; и судьба Лиссабонского договора (новой конституции) о реформе самого Союза.
Поэтому и не удивительно, что на Совет Европы собралось очень много до предела раздраженных людей. Председательствующий в ЕС Николя Саркози был раздражен тем, что ему придется сдать ЕС чехам (Чехия заступает на пост председателя с 1 января 2009-го), из-за кризиса так и не выполнив почти ни одного из своих громких обещаний: ни Средиземноморского Союза нет, ни новой конституции ЕС, ни славы, ни почестей. Ангела Меркель раздражена тем, что у нее почти на носу, в сентябре 2009 года, выборы в бундестаг, а от нее требуют делать то, что понравится климату, экологам, брюссельским чиновникам, Польше, Болгарии, Румынии…, но только не немецкому избирателю. Председатель Еврокомиссии Мануэль Баррозу, обычно сдержанный и спокойный, еще перед саммитом заявил, что в более важных встречах он еще не участвовал и что если на нем не будет принято нужных решений, то в следующем и участвовать не стоит. Явно раздражен человек.
Восточные члены блока были раздражены тем, что их хотят заставить во имя климата «не чадить» электростанциями, а они у них почти все (до 93%) - на угле. «Старики», типа итальянца Сильвио Берлускони, угрожали заветировать все, что можно, если какое-либо решение (по углю, дыму, климату, кризису и т.д.) обидит родную Италию. А Латвия, вдобавок ко всему, угрожала объявить себя в дефолте, если ей не выделят дополнительные средства «на кризис».
Если все это учесть, то остается только диву даваться, как у ЕС на этом последнем саммите вообще что-то получилось. Непревзойденное брюссельское искусство обращать металлические рамки в резиновые компромиссы, а табу - в гуттаперчу сработало и на этот раз. Не может быть, чтобы где-то, у кого-то, там, в Брюсселе, не был спрятан «философский камень». Не получилось бы такое без него. Никак.
Для аморфного консенсуса пришлось, правда, несколько раздвинуть границы возможных компромиссов, но с учетом углубляющегося кризиса и того, что было поставлено на карту, ничего иного европейцам и не оставалось. А поставлено на карту было очень много. Если бы в Брюсселе не удалось договориться, хоть и в размытом и урезанном виде, по пакету экономических и финансовых мер выхода из кризиса, автоматически «летел» бы и «климатический пакет» - программа сокращения выбросов парниковых газов. Тогда авторитет Брюсселя как всеевропейской столицы упал бы так низко, что можно было бы забыть и о ратификации всеми 27 членами Лиссабонского договора о реформе ЕС – новой конституции Евросоюза. Теперь же он все-таки имеет шансы на жизнь, хотя, по большому счету, этот договор – не самое важное в жизни ЕС. Более того, если бы в Брюсселе не было найдено компромисса по «климатическому пакету», то полностью сорвалась бы и идущая параллельно в польской Познани международная конференция по климату. Она должна выработать основы для заключения Киотского протокола-2 по сокращению выбросов вредных отходов производства в атмосферу. А теперь кризисный пакет приняли, климатический – тоже, а Ирландия будет снова голосовать по Лиссабонскому договору.
Климатическо-энергетический компонент «растянули», чтобы сделать его приемлемым для «восточного блока» ЕС – Польши, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии, Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии, а также Греции. Разработанный Еврокомиссией, так называемый План "20-20-20" предусматривает сокращение к 2020 году на 20% от уровня 1999 года объема загрязняющих выбросов в атмосферу, повышение до 20% в общей структуре энергопотребления доли энергии из возобновляемых источников и сокращение на 20% общих энергозатрат. До саммита предполагалось, что с 2013 года квоты на выброс промышленной гадости страны ЕС начнут покупать на открытых аукционах. Для «восточников» это означало бы тяжелые расходы и почти наверняка крах энергетической отрасли, а вслед за ней и всего остального. Они угрожали заблокировать весь пакет. Пришлось оставить им право «чадить» (кому вообще бесплатно, а кому на льготных основаниях) и дальше, вплоть до 2019-го года. Атмосфере от этого будет не легче, но могло бы быть еще хуже, провали «молодые европейцы» всю программу «20-20-20».
Европейцы с грехом пополам согласовали и пакет мер экономического стимулирования, который по своему объему будет весить ровно 200 млрд евро. Это 1.5% от годового ВВП Большой Европы. Не так уж и мало, но и не так много, как хотелось бы. Скептики утверждают, что пакет собран таким образом, что в основном опирается на средства, уже выделенные национальными правительствами на помощь своим экономикам. Из этих 200 млрд только 30 млрд евро будут выделены централизованно, из фондов Европейского инвестиционного банка. Против увеличения вкладов главных членов ЕС в фонды экономического стимулирования решительно выступила Германия, локомотив европейской экономики, у которой дела не блестящи, но лучше, чем у кого бы то ни было. Канцлер Ангела Меркель еще до саммита дала понять, что «ковать железо» за кого-то и дальше Берлин больше не собирается.
С Лиссабонским договором произошло тоже нечто вроде чуда. Заметьте, что еще полгода назад Брюссель говорил, что договор нужно «брать, как он есть» или не брать вовсе – изменения недопустимы. Но оказалось, что и из железных статей договора можно сделать резиновые, если очень нужно. Ирландцев убедили переголосовать, а взамен они получат то, что хотели – пост постоянного комиссара Еврокомиссии от Ирландии, плюс гарантии суверенитета, нейтралитета, экономической независимости и пр. Для этого договор, правда, придется перекроить. Вместо 18 комиссаров (министров) у ЕС скорее теперь всего будет 27 – по числу членов: если уж кельты получили «свой» портфель, то аналогичные министерсткие посты придется дать и всем остальным членам. Хотели урезать бюрократию хоть в этом, да вот не получилось. В июне этого года необузданные ирландцы 53.4% голосов уже отвергли Лиссабонский договор. Теперь, в конце лета или осенью 2009-го, они переголосуют. Скорее всего, Ирландия проголосует теперь «за» договор: ЕС готов бросить на пропагандистское обеспечение такого «за» очень много «сладкого».
Вообще же в ЕС с началом следующего года сложится пикантная ситуация. Он не только вступает в него без «паспорта», то бишь без конституции, но, вдобавок к этому, еще и получит в председатели Чехию, страну, которая до сих пор не решила – стоит ли ей ратифицировать новую конституцию или нет. Президент Чехии Вацлав Клаус вообще слывет за ярого противника Лиссабонского договора, считая, что он будет ущемлять ее национальную самостоятельность. Голосование «по Лиссабону» пройдет в стране Швейка в начале 2009-го.
Больше всего повезло на саммите программе «Восточноевропейского партнерства». Она подразумевает развитие связей ЕС с пятью странами постсоветского пространства - Украиной, Молдавией, Грузией, Арменией, Азербайджаном и Белоруссией. Программу приняли сразу и без каких бы то ни было изменений, поскольку из нее заранее были исключены упоминания даже об отдаленной возможности принятия вышеперечисленных стран в ЕС.
И вся эта «предрождественская песня» обошлась Большой Европе всего-то в 1,3 миллиона евро. Для приема 27 глав государств и правительств – очень дешево.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции