12 декабря исполняется 80 лет со дня рождения актера и режиссера Леонида Федоровича Быкова. Когда-то друзья сняли о нем документальный фильм, который назвали очень просто и точно: "...которого любили все".
С тех пор прошло больше двадцати лет, но Быкова до сих пор вспоминают с любовью. Его фильмы часто показывают по телевидению, ему посвящают книги, а в разных городах Украины устанавливают памятники и мемориальные доски.
Пять лет назад дочь актера Марьяна поделилась своими воспоминаниями об отце в интервью изданию "Совершенно секретно". На вопрос "трудно ли жить с фамилией Быкова" она отвечала: "Нам всегда с ней было трудно, но особенно тяжело бывает дважды в год - в декабре, в день рождения папы, и в апреле, в день его смерти... "
В кино Быков запомнился в образе Максима Перепелицы, Алёшки, легендарного комбата Титаренко... За эти роли его часто называли идеалистичным, но никогда не упрекали в неискренности. "Со зрителем нужно говорить на волнующие его темы, - писал он. - Не лгать, страстно, увлекательно размышлять, спорить... Я живу до сих пор этими идеалами, вернее, пытаюсь жить, так как жизнь ломает их и рушит на каждом шагу. Но это самое святое, без этого скучно и бесполезно будет жить".
С мечтою о небе
Когда-то Леонид и не думал о том, чтоб стать артистом. Детской мечтой мальчика, родившегося в украинской глубинке, была профессия летчика. Мечта эта пришла из кино – из фильмов о летчиках – "Валерий Чкалов", "Истребители". Много лет спустя она сбылась также в кино. В фильме "В бой идут одни старики" Быков сыграл летчика-истребителя капитана Титаренко. Он же был режиссёром-постановщиком картины.
Сразу после начала войны семью эвакуировали в Барнаул. Тогда 15-летний Леня Быков явился в военкомат и попросил отправить его на фронт. Однако военком велел мальчику для начала закончить школу.
Окончив школу, Быков отправился в 1945 году поступать в летное училище, и его взяли. В летной школе Леонид проучился всего месяц. По одной из версий, его отчислили из-за слишком маленького роста, по другой – из-за того, что летную школу после окончания войны расформировали.
Тогда-то и пришла ему в голову мысль попробовать себя в качестве артиста. Первая попытка поступить в Киевскую школу актеров закончилась разочарованием. На вступительных экзаменах Леня Быков провалился, что говорится, с треском.
Из неудачников - в любимцы фортуны
Чтобы не возвращаться домой, Быков отправился поступать в театральный институт Харькова. На вступительном экзамене Леонид сумел произвести на преподавателей должное впечатление. Его зачисли на 1-й курс института.
Вскоре Леонид Быков уже играл в труппе Харьковского театра имени Тараса Шевченко. А в 1952 году ему снова повезло – его пригласили сняться в фильме "Судьба Марины", где в главных ролях снимались звезды советского кино того времени: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. Леониду досталась роль простого деревенского паренька Сашко, после которой его заметили не только зрители, но и кинематографисты.
Благодаря удачному дебюту, он получил сразу две большие роли: Пети Мокина в картине "Укротительница тигров" и Максима Перепелицы в одноименном фильме Анатолия Граника. Обе эти картины открыли Быкову двери в большой кинематограф. Зрителям настолько понравилась его игра, что многие называли его по имени героя фильма – Максим Перепелица.
Актеру приходило много предложений от режиссеров, но он тщательно планировал свой репертуар, стараясь играть не только комические роли. Когда в конце 50-х режиссеры Семен Туманов и Георгий Щукин пригласили его на главную роль в фильме "Алешкина любовь", 30-летний Быков поначалу сильно сомневался. Ведь его герою едва исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, которая, в конце концов, отвечает взаимностью.
"Какой из меня Ромео?" – говорил актер. Но создатели картины отвечали: "Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен". Как выяснилось позже, режиссеры были абсолютно правы: в фильме "Алешкина любовь" Быков сыграл одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву получил звание советской звезды.
Взлеты и падения
В биографии Леонида Быкова, опубликованной в книге "Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели", рассказывается о тяжелом этапе в его карьере, когда он не мог найти для себя роль.
"Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Все чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чем же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может, это наша проклятая работа?.." - писал он другу в 1965 году.
Окончательно порвав с театром, Быков решил попробовать себя в кинорежиссуре. В результате в 1963 году он самостоятельно снял комедию "Зайчик", в которой сыграл главную роль. За этот добрый, безыскусный фильм, рассказывающий о человеческом достоинстве, начинающий режиссер получил множество оплеух от критиков и "товарищей" по цеху. В итоге руководство "Ленфильма" к режиссуре его больше не допускало. Но на этом режиссерская карьера Быкова не закончилась.
"Вот это и есть война!"
Быков уже давно мечтал поставить картину о героизме советских летчиков в годы войны. Все эти годы в нем жила любовь к людям этой профессии. Поэтому, когда появилась возможность снять фильм о военных летчиках, Быков с радостью ухватился за нее.
Вместе с Евгением Оноприенко и Александром Сацким он написал сценарий картины "В бой идут одни старики". Руководство Госкино хотело запретить фильм, заявив, что картина на самом деле не о войне.
Чтобы получить разрешение на съемки, Быков начал "обкатывать" сценарий на сцене. Он читал отдельные куски сценария в самых разных городах, вызывая восторженную реакцию у зрителей.
Судьбу фильма решил Александр Покрышкин. Прочитав сценарий, он поставил на весь лист резолюцию: "Вот это и есть война!"
Доказательством слов командующего стал триумф фильма. Песню "Смуглянка", которую Быков сам включил в картину, распевала вся страна, а фразы героев прочно вошли в народный лексикон: учи матчасть; арфы нет, возьмите бубен; спокойно, не надо оваций.
Испытания
В 1975 году Быков начал съемки новой картины о войне – "Аты-баты, шли солдаты". Сам режиссер первоначально отказывался сниматься, но на роль ефрейтора Святкина долго не могли найти актера, и тогда коллеги Быкова сказали: "Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?". Как оказалось, друзья были правы: роль была словно создана для него.
Съемки картины проходили в экстремальных условиях. От лютых морозов страдали не только люди, но и техника. После этой работы Быков перенес второй инфаркт.
На многое он не мог смотреть спокойно. Ему претило то, как вели себя коллеги по работе – выслуживались перед властью, писали доносы.
Новым ударом для него стало то, как был воспринят его новый фильм. Представитель Госкино во время просмотра фильма" Аты-баты, шли солдаты" внезапно захрапел, а, очнувшись, начал задавать вопросы: "А почему это у вашей картины такое странное название? Какая-то детская считалка..." К счастью, среди присутствующих нашлись те, кто смог возразить чиновнику.
Последний сценарий
В конце 70-х Быков приступил к съемкам картины "Пришелец", однако фильм так и не был закончен. 11 апреля 1979 года Леонид Федорович возвращался на своей машине с дачи. Быков решил обогнать впередиидущий асфальтировочный каток, но навстречу выскочил грузовик. Быков вывернул руль в сторону и врезался в каток.
На момент смерти ему было всего 50. У Леонида Федоровича остались жена Тамара Константиновна, дочь Марьяна и сын Алексей.
Как стало известно позже, сценарий своих похорон он режиссировал сам. Актер, предчувствуя скорую смерть, написал завещание на имя своих друзей - Николая Мащенко и Ивана Миколайчука.
Он так и написал: "Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну". В этом же письме он попросил позаботиться о его семье и оставил распоряжения насчет своих будущих похорон. "Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду - получится конфуз. Пусть кто-то один скажет слово "прощай", и все. Не надо цирка, называемого почестями. После этого "дерболызните" кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет "Смуглянку" от начала и до конца… Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока".
По сей день вокруг гибели Быкова ходят множество слухов. Одни говорят, что это было самоубийство, другие называют трагической случайностью. "Слухов вокруг нас до сих пор много. Можно подать в суд и назвать подлеца подлецом, - говорит дочь Леонида Федоровича Марьяна. – Но всякий раз, когда я порываюсь защитить честь и достоинство семьи, брат говорит: "Не лезь в эту грязь. Сегодня докажешь, что моешь шею, а завтра напишут, что ты не чистишь зубы. И что, всю жизнь будешь полоскаться?" Мама добавляет: "Не унижай ни нас, ни папу этими выяснениями". И я понимаю, что они правы".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников