Иван Сапронов, глава департамента корпоративных финансов "Грант Торнтон", специально для РИА Новости.
Многие западные банкиры, оценивая сегодняшнюю ситуацию, констатируют: все происходящее не имеет ничего общего с теми правилами, о которых писали учебники по международным валютно-кредитным отношениям в 80-х. Это касается классической схемы «сильная экономика – сильная валюта», и наоборот. Сегодняшний рынок совсем другой, и толком пока непонятно, по каким правилам он работает.
Очевидно отсутствие действенных инструментов влияния на курс национальной валюты – как в России, так и в западных странах. Раньше было возможно применение валютных интервенций: центробанки могли либо продавать, либо скупать собственную валюту на международных рынках, и на базе этого поддерживать курс на требуемом уровне. Сегодня на мировом уровне об интервенциях можно вообще забыть, потому что денежная масса несопоставима с теми резервами, которые находятся в распоряжении центральных банков – она значительно превосходит их по объемам.
В России этот инструмент до сих пор можно было использовать, но с самого начала было видно, что это неправильный путь. Россия последние два-три месяца шла по пути 80-х годов, и пыталась путем валютных интервенций поддерживать курс рубля, и ей это удавалось во многом благодаря тому, что у нас были значительные золотовалютные резервы.
Многие говорят сейчас, что ЦБ это сделал зря, и надо было отказываться от такой практики. На днях ЦБ расширил валютный коридор, потом еще его расширит, и еще. В принципе, это те меры, к которым надо было прибегнуть уже давно. Абсолютно бесперспективно расходовать валютные резервы, так как удержать рубль все равно не получится.
Миллиарды рублей уже истрачены на поддержание курса рубля, при этом сильный рубль вовсе не приносит пользу экономике. Россия – страна-экспортер, российский бюджет построен на доходах, которые идут от экспорта полезных ископаемых. А все бюджетные обязательства находятся внутри страны и выражены в рублях. Соответственно, если страна получает меньше в долларах, то ничего не остается, кроме как девальвировать рубль и удешевить те средства, которые нужно отдать внутри страны.
Поэтому очевидно, что рубль будет падать и дальше. Возможно, власти не допустят обвального падения, но перспектив на изменение тенденция не видно. В 2009 году курс доллара, скорее всего, превысит 30 рублей, а может быть, и 35.
Гражданам придется сложнее всего. Во-первых, сегодня многие не знают, что делать с кредитами, полученными в долларах. Их брали из расчета, что курс американской валюты будет падать. Банкиры называют это действие «открыть позицию», а «открытая позиция» - это опасно. Надо брать обязательства в той валюте, в которой получаешь доходы, и не пытаться кого-либо обманывать. Если есть возможность перекредитоваться из долларов в рубли – этой возможностью надо пользоваться. Но банки тоже могут не идти на уступки, и процесс может быть затруднен.
Не менее сложная ситуация и со сбережениями. Наверное, сегодня не стоит крупные суммы держать в рублях, потому что есть реальные перспективы, что сбережения будут девальвироваться. Есть все признаки того, что рубль будет уходить ниже. По крайней мере, в ближайшие полгода.
Укрепление рубля может возобновиться только после того, как стоимость нефти пойдет вверх. Это может случиться и через год, может - немного позже, но это обязательно случится.
Последнее время нефть была объектом сильных спекулятивных игр, понятно, что 150 долларов за баррель она не должна была стоить, это не нормальная цена. Но полезные ископаемые, даже если не последует быстрого подъема, все равно будут расти в цене. Это дефицитное сырье, запасы ограничены, стран которые их добывают, мало. А половина из них нестабильны политически. С одной стороны - шейхи в Саудовской Аравии, с другой – Уго Чавес. В этой компании Россия кажется самым вменяемым потенциальным партнером и перспективы для восстановления у нашей экономики довольно неплохие.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции