12 декабря Конституция РФ отмечает свой 15-летний юбилей. О том, как реализуется Основной закон РФ сегодня, требует ли он изменений, корреспонденту РИА Новости Марии Фроловой рассказал один из его создателей Олег Румянцев, в 1990-93 годах занимавший пост ответственного секретаря Конституционной комиссии Верховного совета РФ.
- Олег Германович, каков, на Ваш взгляд, итог 15 лет действия Основного закона РФ?
- Мне кажется, что к 15-летию Конституции наше общество подошло сегодня, наверное, впервые в высокой степени готовности обсуждать саму проблему Конституции. Я думаю, что есть несколько причин всего этого. Во-первых, это 15 лет молчания на эту тему, потому что все помнят, как появилась Конституция, все помнят ту родовую травму, которую она получила. События октября, ноября, декабря 1993 года отбили на долгое время охоту вообще рассуждать о Конституции. И 15 лет молчания привели к тому, что в интеллектуальной части общества впервые возник определенный "голод" на конституционную проблематику.
Вторая серьезная причина состоит в том, что все больше людей сейчас обеспокоены тем, почему у нас государство все менее демократичное, все менее федеративное, все менее социальное, а о республиканской форме правления, наверное, остается уже только мечтать, хотя Конституция провозглашает демократическое, социальное, федеративное, суверенное правовое государство с республиканской формой правления. Фактически единственным достижением за последние 15 лет является то, что Россия состоялась как суверенное государство. Это нормально для стабилизации, но этого не достаточно для развития.
Третья, наиболее прикладная причина - это выступление президента Дмитрия Медведева 5 ноября с посланием Федеральному Собранию. Он впервые распечатал конституционную проблематику для общественного мнения. И затем состоялась такая молниеносная скоротечная компания по принятию первоочередных поправок в Конституцию.
- Как Вы расцениваете предложенные поправки?
- Сам факт принятия этих поправок - уже хорошо. Это значит, есть осознание того, что Конституция должна быть подвержена коррекции. Но в то же время сама скоротечность этой процедуры, особенно по поводу поправок, связанных с увеличением срока деятельности президента, конечно, вызывает очень серьезные вопросы. Почему столь скоротечна была дискуссия? Почему не дали возможность обсудить, какими должны быть первоочередные поправки? Эти вопросы возникают у тех, кто чувствует свою гражданскую ответственность за наш констититуанализм: у правового сообщества, юристов, независимых наблюдателей и, прежде всего, создателей Конституции, непосредственных участников Конституционной реформы. Нам не понятно, почему и как, по каким критериям отбирались первоочередные поправки.
- Когда Конституция отмечала 10-летие, Вы предполагали, что Основной закон не потребует изменений еще около 10 лет. Уже наступило время изменять Конституцию?
- Я думаю, что время, когда мы говорили: "Не время менять Конституцию" постепенно уходит. Наступил финансовый кризис. Приходит время менять Основной закон. Поправки фактически стали частью антикризисного пакета. Но кризис закончится через два-три-четыре года. И вот здесь будет самое время подумать, какие дополнительные поправки, связанные с развитием конституционного строя, надо предложить.
- И какие поправки Вы бы предложили?
- Поправки, связанные с развитием политической системы, партийной системы, избирательной системы. Поправки, связанные с отношениями между президентом, парламентом и правительством. Поправки о большем участии народных представителей в формировании правительства и так далее. Здесь можно привести еще много примеров.
- Что конкретно Вы делаете для реализации своих идей?
- Наша цель - придать дискуссии новое направление. Направление практическое. Это подвигло нас на то, что в рамках международного исследования Института мирового развития, который возглавляет Александр Лебедев, а я являюсь одним из его учредителей, мы подготовили международное исследование на тему реализации Конституции. Эту "белую" книгу подготовили 23 ученых из 7 стран мира. Сегодня я отвез ее в Кремль и рассчитываю, что президент Медведев, руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин, замглавы администрации Владислав Сурков получат и ознакомятся с нашим исследованием. Книга обращена не только к власти, но и к обществу. Она будет растиражирована, и она доступна для интернет-сообщества.
- На какую реакцию властей и общества вы рассчитываете?
- Мне кажется, что когда о проблемах реализации Конституции пишут ученые, исследователи, люди с безусловным гражданским умыслом - это как раз выводит нас на практические выводы, которые, надеюсь, будут обсуждаться в ближайшие годы в нашем обществе. Я специально обращаю внимание, что наше исследование независимое. Уже одно это придает ему большой резонанс.
- Вернемся к поправкам, касающимся увеличения сроков президентских полномочий. Не вызывает ли это предложение у Вас, как у противника резкого усиления роли президента при разработке проекта Конституции, ассоциаций с 1993 годом?
- Ну я со своей стороны обращаю внимание на то, что реализация Конституции идет полным планом в том ключе, в каком была отражена в ней форма правления. К сожалению, форма правления взятая тогда из президентского проекта, была в общем-то основана на идее такого "ствола власти" президентского института. Я считаю, что увеличение сроков сегодня - это реализация авторитарно потенциала Конституции, который был в не заложен. Но у нее есть и другой потенциал - демократический, правовой, и мы должны бороться, чтобы не дать ему.
- Как Вы будете отмечать 15-летний юбилей вашего детища?
- Завтра я пойду в Кремль на научно-политическую конференцию, на которой будет возможность увидеть очень многих моих коллег. Надеемся, что там не будет закрыт банкетный зал на 6-м этаже Кремлевского дворца, и мы сможем отметить.