Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
До окончания срока действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, подписанного СССР и США в 1991 году, остается все меньше времени – 15 лет с момента вступления его в силу истекают 5 декабря 2009 года. В связи с этим вновь выходит на первый план проблема сокращения ядерных арсеналов и контроля за этим процессом, поскольку действующее до 2012 года соглашение о СНП (о стратегических наступательных потенциалах), подписанное в 2002 году, не предусматривает необратимого процесса сокращения и не устанавливает постоянно действующего механизма взаимных проверок. В результате, истечение срока действия договора о СНВ-1 может повлечь за собой потерю контроля над сокращением стратегических наступательных вооружений в России и США и вызвать новый виток гонки вооружений.
Договор, подписанный в 1991 году и вступивший в силу в конце 1994 года, предусматривает ограничение стратегических наступательных потенциалов сторон 1600 носителями и 6000 зарядов на них. На момент подписания договора СССР располагал 2500 носителей и 10271 зарядом, США – 2246 носителями и 10563 зарядами. Сокращение должно было быть проведено в течение 7 лет после вступления договора в силу. 6 декабря 2001 года стороны сообщили о выполнении условий договора. У России было 1136 носителей и 5518 зарядов, у США — 1237 носителей с размещенными на них 5948 зарядами.
Подписанный после СНВ-1 договор СНВ-2, в частности запрещавший использование носителей с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), так и не вступил в силу, а в 2004 году Россия официально вышла из СНВ-2, в ответ на выход США в 2002 году из договора по ПРО от 1972 года.
Последнее из подписанных на данный момент соглашений о ядерном разоружении – соглашение о СНП от 2002 года устанавливает ограничения в диапазоне 1700-2200 зарядов для каждой из сторон. Число носителей и ограничение зарядов на один носитель не оговаривается – каждая из сторон вольна самостоятельно определять состав и структуру своих ядерных сил. Договор не устанавливает механизмы контроля – вместо этого стороны ограничились ссылкой на остающийся в силе договор СНВ и созывом два раза в год комиссии по выполнению соглашения.
Однако, договор СНВ, как уже было сказано выше, прекращает свое действие в 2009 году, после чего установленные им правила контроля и проверок выполнения обязательств теряют силу. Соглашение о СНП не устанавливает никаких ограничений в отношении снимаемых с боевого дежурства зарядов и носителей. Они могут свободно храниться на складах, и при необходимости быть быстро возвращены в строй.
Такой подход не устраивает Россию – экономическое положение нашей страны не позволяет обеспечить быстрое наращивание стратегического ядерного потенциала с учетом необходимости замены в ближайшие десять лет почти трехсот ракет наземного и почти ста ракет морского базирования. Темпы обновления стратегических ядерных сил России не позволят иметь к концу следующего десятилетия в строю более 500 носителей с 1,7-2 тысячами зарядов на них. Оптимистический вариант предполагает возможность сохранения потенциала на уровне до 2,5 тысяч зарядов, а пессимистические оценки говорят о возможности сокращения числа зарядов до 1000-1200. Следует учитывать, что никакие меры по наращиванию ядерного потенциала и увеличению числа производимых ракет не дадут мгновенного эффекта, зато гарантированно сразу же обернутся большими расходами, что неприемлемо в условиях кризиса.
В результате, заключение нового всеобъемлющего соглашения об ограничении СНВ, устанавливающего не только количественные ограничения, но и механизм контроля за их исполнением, является необходимым шагом.
Отсутствие такого соглашения, в сочетании с развертыванием системы ПРО США может подорвать сохраняющийся стратегический паритет между Россией и США. В условиях значительного превосходства потенциального противника по числу зарядов опасность первого обезоруживающего удара резко возрастает, а количество сохранившихся носителей в этом случае отнюдь не гарантирует прорыва системы ПРО и нанесения агрессору неприемлемого ущерба.
Таким образом, в идеале, новый договор должен предусматривать не только ограничения СНВ, но и регулировать отношения сторон в вопросе ПРО. Уходящая администрация Белого Дома не проявляла желания договариваться по этим проблемам, однако смена караула, возможно, повлечет за собой изменения в политике, которые позволят России и США сохранить паритет и продолжить начатую еще в 80-е годы прошлого века политику постепенного снижения уровня ядерной угрозы.
Следует также учесть, что на этапе сокращений ниже 2000 зарядов начинают играть заметную роль арсеналы второстепенных ядерных держав – Великобритании, Франции, Китая, наконец, Индии и Пакистана. Построение системы ядерной безопасности уже невозможно без согласия всех стран, обладающих «легальными» арсеналами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции