МОСКВА, 11 дек - РИА Новости. Эксперты считают PR наиболее важным видом коммуникаций в период мирового финансового кризиса, соответствующие данные были получены во время исследования, в котором приняли участие 37 экспертов - журналисты и коммуникаторы (маркетологи, пиарщики, рекламисты) компаний и агентств.
Данные экспертного опроса были обнародованы на "круглом столе" РИА Новости и российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов. Опрос проводился с 20 ноября по 10 декабря.
"По мнению большинства опрошенных, PR - это самые важные коммуникации во время финансового "шторма". На втором месте - внутренние коммуникации, затем идет маркетинг и реклама, а также GR (governmental relations)", - говорится в исследовании.
На последнем месте по значимости оказались отношения с инвесторами (IR). Авторы опроса считают это "достаточно логичным" в контексте падения инвестиционной активности.
"Отметим, что хотя GR оказались в общем зачете на предпоследнем, 4 месте в этом рейтинге коммуникаций, но для некоторых экспертов это был номер 1 по значимости. Такой разброс объясняется тем, что GR важен только тем компаниям, которые зависят в силу специфики действий от государства, и в кризисной ситуации поддержка органов власти для них имеет решающее значение", - отмечается в докладе.
Пиарщики: "Без нас компаниям не выжить"
Репутация, на формирование которой влияет PR, может компании помочь в условиях кризиса, подчеркнул на "круглом столе " в РИА Новости президент российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC/Russia) Андрей Лапшов. "Роль репутации может помочь компании в условиях кризиса, либо, наоборот, затруднить ее положение на рынке", - заметил эксперт.
"Роль коммуникаций - и внутренних, и внешних - очень существенна. Снижение этой роли, особенно в период кризиса, может быть смертельно", - убежден генеральный директор ФГУП ЦНИИАТОМИНФОРМ Эльдар Урманчеев.
Те компании, которые в условиях кризиса оптимизируют свои расходы за счет продвижения, сокращения служб продаж и PR, впоследствии расплачиваются за это ростом других издержек, продолжил Урманчеев. В качестве примера он привел исследование результатов внедрения программ снижения издержек, проведенное компанией Ernst&Young. "Система сокращения затрат не столько помогает компаниям, сколько вредит им. Например, в результате опроса выяснилось, что через три года лишь 30% компаний остались довольны результатом", - сообщил он.
Если руководитель компании сокращает или ликвидирует службы продвижения - а это распространенная практика - то он должен четко осознавать, что берет на себя эти функции. "Организация должна продолжать расширяться, если она вообще хочет продолжать свое существование. Для этого следует продолжать продвигать, разумно администрировать, экономить, когда это необходимо. Это часто делается в обратном порядке, что противоречит целям компаний и по статистике приводит к упадку", - констатировал Урманчеев.
"Пиарщик во времена кризиса - человек чрезвычайно полезный", - согласилась с ним руководитель департамента общественных связей АФК "Система" Татьяна Ивкина. В условиях кризиса в компании большую роль приобретают именно внутренние коммуникации, которые сплачивают коллектив. Справившись с этой ролью, пиарщики помогут продвигать бизнес самой компании, считает она.
Кроме того, коммуникации оказывают позитивное влияние на решение такой актуальной в условиях кризиса проблемы, как повышение финансовой грамотности населения, отметил старший вице-президент ФК "Уралсиб" Александр Вихров. "Надо думать прежде всего о потребителе - о том, как повысить финансовую грамотность населения, подсказать, как выгоднее хранить сбережения", - заметил он.
Но не стоит забывать, что содержание пиара обходится дорого и если компания находится на грани банкротства, то без пиарщиков можно временно обойтись, поспорил с ними заместитель генерального директора медиа-холдинга "Национальная Медиа Группа" Игорь Писарский. "Я бы поспорил. Коммуникационная политика компании должна соотноситься с ее положением на рынке. Если компания находится в дефолтном или преддефолтном состоянии, то ей нужно решать уже другие проблемы", - сказал эксперт.
Анализ изменений количества резюме, поданных на одну вакансию по специальностям «Реклама/Маркетинг/PR/GR», который был проведен порталом Superjob.ru, показал, что конкуренция на рынке труда за подобные позиции растет. «По сравнению с началом сентября, количество резюме на одну вакансию по этим специальностям увеличилось выросло в три и более раз», - отметила руководитель Исследовательского центра портала Наталья Голованова.
Исследование показало, что на одну вакансию менеджера по PR в декабре приходилось по 50 резюме, а верхняя граница предложения по зарплате снизилась со 120 тысяч рублей в октябре до 90 тысяч рублей в ноябре и 70 тысяч рублей на начало декабря. «Медиана предложений по зарплате в этой сфере деятельности лишь в декабре изменилась в сторону снижения с 45 до 42 тысяч рублей», - добавила она.