Рейтинг@Mail.ru
"Старый свет" - в новый космос - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Старый свет" - в новый космос

© Фото NASAЕвропейцы предпочли не сокращать ассигнования на долгосрочные проекты в такой затратной области как космонавтика
Европейцы предпочли не сокращать ассигнования на долгосрочные проекты в такой затратной области как космонавтика
Читать ria.ru в
Дзен
Назло мировому финансово-экономическому кризису европейцы предпочли не сокращать ассигнования на долгосрочные проекты в такой затратной области как космонавтика, и даже, наоборот. В итоге, скажем, программа Международной космической станции может получить несколько иной вектор развития...

Андрей Кисляков для РИА Новости.

Назло мировому финансово-экономическому кризису европейцы предпочли не сокращать ассигнования на долгосрочные проекты в такой затратной области как космонавтика, и даже, наоборот. В итоге, скажем, программа Международной космической станции может получить несколько иной вектор развития, и окажется, что главные «держатели акций» МКС – Россия и США уже такими не будут.

По итогам двухдневного заседания  министров стран – членов Европейского космического агентства (ЕКА), прошедшего в Гааге в начале декабря, европейцы без колебаний приняли решение о финансировании еще четырех грузовых автоматических космических кораблей ATV, предназначенных сегодня для снабжения международного орбитального комплекса. Кроме того, все 18 министров, которые составляют руководство ЕКА, выступили за продление эксплуатации станции после окончания  расчетного срока ее эксплуатации, т.е. после 2015 г.

Ранее страны ЕКА – 18 государств – приняли решение выделить 10 млрд. евро на космические программы на предстоящее трехлетие, главной из которых является программа МКС. Согласно информации главы московского представительства ЕКА Кристиана Файхтингера, предложения по продлению сроков эксплуатации станции следует подготовить не позднее 2010 г.

Таким образом, Европа явно намерена активно включиться в орбитальную пилотируемую космическую жизнь, причем с опорой на собственные силы и без видимой оглядки на именитых партнеров.
Надо сказать, что нынешнее европейское решение по МКС полностью соответствует российским устремлениям. Роскосмос неоднократно публично высказывался за увеличение срока активного существования комплекса. Ведь для нас МКС – единственная возможность продолжать сегодня пилотируемые полеты, которые по устоявшемуся мнению являются основой и главным показателем успеха национальной космической программы.

Однако отечественные возможности в этой связи, к сожалению, остаются недостаточными. В первую очередь речь идет о главном нашем космическом «долгострое» - новой транспортной пилотируемой космической системе, которая должна наконец-то сменить легендарный, заслуженный, надежный, но уже, несмотря на многочисленные модернизации, устаревший корабль «Союз».

По неведомым причинам развертывание работ по перспективному кораблю откладывается из года в год. По всей видимости, после отказа в 2006 г. от, казалось бы, удачной программы «Клипер», Роскосмос сделал ставку на европейскую кооперацию в транспортно-космическом деле. Однако ЕКА пока не спешит дать окончательное согласие на соответствующие действия. Вот и на последней гаагской встрече министры вновь решили  повременить.

Между тем, европейские устремления  понятны. Успехи первого корабля ATV открывают реальную возможность в экономическом и техническом плане превратить этот корабль из автомата – грузовика в собственную  пилотируемую систему. В таком случае отпадает необходимость, как  в российском, так и в американском участии в деле доставки европейцев на борт станции.

Кстати, о таком развитии событий говорил нынешним летом в Париже сам директор НАСА Майкл Грифиин, который, ожидая трудности в предстоящих российско-американских переговорах по доставке американских астронавтов к МКС после завершения эксплуатации шаттлов в 2010 г., как раз и ратовал за развитие европейской пилотируемой космонавтики.

Если откровенно, то понять, как  на самом деле видят  американцы свое участие в программе МКС, представляется для меня затруднительным. Даже, если они все-таки и будут летать на  российских  «Союзах», то, судя по форсированию лунно-марсианской программы «Созвездие» и заявлениям об опасности «зависеть от русских в стратегической области»,   явно недолго. Иными словами, станция для Америки – этап уже пройденный.

В отличие от России и Европы. Но у нас даже с «Союзами» не все гладко. Хорошо, что корпорации «Энергия» Сбербанк после длительного мотания нервов все-таки выделил в ноябре кредит на сумму 2,9 млрд. рублей до осени 2010 . Это позволит построить несколько кораблей. Старых. А дальше? Как сложится обстановка в  кредитно-банковской сфере, - одному Богу известно. Что же касается новой техники, то, как заявил в конце ноября руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, обращаясь к телезрителям в программе «Вести-24»,  она появится лишь к 2018 г.

10 лет - декада. Европейцы за это время явно сумеют при желании монополизировать орбитальный комплекс.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала