БРЮССЕЛЬ, 11 дек - РИА Новости, Александр Шишло. Меры по стимулированию экономики Евросоюза в условиях глобального финансового кризиса, борьба с изменениями климата и будущее Лиссабонского договора - эти три ключевых вопроса определяют повестку двухдневной встречи лидеров 27 стран-членов ЕС, открывающейся в четверг в Брюсселе, передает корреспондент РИА Новости.
В преддверии "зимнего" саммита ЕС председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что именно эта встреча в верхах является самой важной из тех, в которых он участвовал до сих пор, поскольку европейским руководителям предстоит продемонстрировать готовность достигать компромисса и говорить "одним голосом", в противном случае, по словам Баррозу, пострадает репутация Евросоюза как региональной организации.
В этой связи глава исполнительной власти ЕС ожидает, что участники саммита одобрят предложенные Еврокомиссией "план подъема" экономики ЕС и климатическо-энергетический пакет, а также добьются прорыва тупиковой ситуации с новым базовым договором ЕС, которая сложилась после отказа большинства ирландцев одобрить документ в ходе национального референдума.
В качестве рычага для экономического подъема в ЕС Еврокомиссия предложила "финансовый стимул" в 200 миллиардов евро, из которых 170 миллиардов предложено выделить членам ЕС, еще 30 миллиардов - из бюджета этой региональной организации. В национальном срезе речь идет о средствах, эквивалентных 1,2% ВВП.
"План подъема" предусматривает также усиление бюджетной дисциплины и облегчение налогового бремени на экономику, смягчение административной нагрузки на бизнес и снижение учетной ставки Европейского Центробанка. Интрига при этом заключается в том, согласятся ли лидеры ЕС пропорционально разделить финансовые "взносы" по стимулированию экономики ЕС с учетом того, что основная нагрузка при этом ляжет на Францию, Германия, Великобританию и Италию.
Еще одно "яблоко раздора" - так называемый план Еврокомиссии "20-20-20", предусматривающий сокращение к 2020 году на 20% от уровня 1999 года объема загрязняющих выбросов в атмосферу, повышение до 20% в общей структуре энергопотребления доли энергии из возобновляемых источников и сокращение на 20% общих энергозатрат.
Брюссель предлагает, чтобы с 2013 года квоты на выброс газов, вызывающих парниковый эффект, покупались на открытых аукционах. В частности, этому будут обязаны следовать все предприятия сектора производства электрической энергии.
Польша, вырабатывающая 93% электроэнергии на каменном угле, со своей стороны, опасается, что это приведет к резкому повышению цен на нее, и добивается для льгот для своей промышленности. С тем, что в условиях глобального финансового кризиса требования Брюсселя должны быть смягчены, согласен ряд партнеров Польши по ЕС.
Участникам саммита предстоит определить сектора промышленности, которые получат бесплатные квоты на эмиссию CO-2, а также условия оказания помощи членам ЕС, для которых так называемая "зеленая индустриальная революция" сопряжена с существенными для национальных экономик затратами. Еврокомиссия предлагает, чтобы 10% средств, полученных от проведения аукционов по квотам на выброс углекислого газа, направлялись "бедным" членам ЕС с целью помочь им перейти на более экологически чистое энергопроизводство.
Между тем, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заявила в начале этой недели, что не поддержит решения саммита, которые бы угрожали рабочим местам и инвестициям в германскую экономику, а премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, в свою очередь, даже пригрозил наложить вето, если не будут учтены интересы итальянской промышленности.
В целом новая климатическо-энергетическая стратегия ЕС согласована на 90-95%. Еврокомиссия утверждает, что ее реализация позволить ЕС снизить энергозависимость от внешних поставщиков энергии, в частности, от России в то время, как представители природоохранных организаций Европы считают предложенную стратегию недостаточно радикальной, а промышленники, напротив, - избыточной.
Третьим проблемным вопросом повестки дня саммита является ратификация Лиссабонского договора, определяющего принципы и механизмы более эффективного функционирования ЕС. Лидеры ЕС ожидают, что премьер-министр Ирландии Брайен Коуэн представит им варианты выхода из институционного тупика, в котором организация оказалась после того, как 53,4% ирландцев в ходе плебисцита 12 июня отказались одобрить документ.
Партнеры Ирландии по ЕС, уже ратифицировавшие Лиссабонский договор, рассчитывают на то, что в стране состоится повторное всеобщее голосование, результаты которого позволят новому базовому документу ЕС вступить в силу в 2010 году. Для этого его должны ратифицировать через парламенты или референдумы все без исключения члены ЕС.
Тем временем, нижняя палата парламента Чехии отложила до февраля, а нижняя - до января 2009 года ратификацию Лиссабонского договора. Пикантность ситуации состоит в том, что к Чехии, которая является единственной страной ЕС, не приступавшей к ратификации, с Нового года от Франции переходит председательство в ЕС.
Известным противником Лиссабонского договора является президент Чехии Вацлав Клаус, который считает, что документ противоречит конституции страны и будет ограничивать ее государственный суверенитет.
Лидерам ЕС предстоит также одобрить предложенную Еврокомиссией программу Восточного партнерства, нацеленную на установление более тесного сотрудничества как в экономической, так и в политической сферах со странами постсоветского пространства - Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдавией и Украиной. Возможно также подключение к проекту Белоруссии при условии, если Минск согласится с требованиями Евросоюза по демократизации белорусского общества.
По словам главы Еврокомиссии, программа Восточного партнерства, не предусматривающая перспективу членства в ЕС, нацелена на "значительное повышение уровня политического взаимодействия, широкую интеграцию в экономику ЕС, усиление энергетической безопасности и увеличение финансовой помощи".
В Брюсселе подчеркивают, что проект политики Восточного партнерства ЕС "не направлен против России и не входит в противоречие с российскими интересами".