Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота отправился в поход. Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Виноградов», танкеры «Печенга» и «Борис Бутома», а также спасатель-буксир «Фотий Крылов» примут участие в совместных российско-индийских маневрах «Индра-2009». После учений российские корабли направятся в Аденский залив, где «Виноградов» сменит балтийский сторожевик «Неустрашимый». Участие в маневрах также примут корабли Северного флота – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», БПК «Адмирал Чабаненко» и вспомогательные корабли, которые направились в Индийский океан после окончания совместных русско-венесуэльских учений «VENRUS-2008».
В настоящее время в дальних походах находятся представители сразу трех флотов: Северного, Балтийского, Тихоокеанского. Вскоре в Средиземное море отправится отряд кораблей Черноморского флота. Такая интенсивность походов наблюдается впервые со времени развала Советского Союза.
Возросшая активность русского флота за пределами территориальных вод России вызывает вопросы о причинах, целях и дальнейшем развитии событий. Причины, на самом деле, предельно просты: флот вернулся в океан, как только у него появилось достаточно горючего и средств для поддержания кораблей в боевой готовности. Цели также уже неоднократно объявлялись. Это и демонстрация флага, и восстановление военного присутствия в ключевых районах мирового океана.
Как заявил начальник службы информации и общественных связей Тихоокеанского флота капитан 1-го ранга Роман Мартов – «Поход отряда кораблей ТОФ продемонстрирует способность России достойно представлять свой военно-морской флаг и обеспечивать защиту своих национальных интересов в Мировом океане, служить гарантом стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Кроме того, еще одной немаловажной целью является боевая подготовка экипажей кораблей. К сожалению, долгий период отсутствия походов привел к значительному снижению уровня подготовленности командного состава. Дело дошло до того, что корабли и подлодки перестали выходить в море без старшего на борту (как правило, начальника штаба, заместителя командира, или командира дивизии (эскадры)). Однако, многие командиры дивизий, карьерный рост которых пришелся на 90-е годы, и сами не имеют соответствующего опыта. Эта ситуация чревата серьезными последствиями в случае, если флоту придется участвовать в боевых действиях с более-менее сильным противником – как показывает история, компенсировать отсутствие опыта неспособна ни огневая мощь, ни количество кораблей, а российский флот испытывает проблемы со вторым, и вскоре, по мере устаревания боевых систем своих кораблей, начнет испытывать проблемы с первым.
При этом одним походом, и даже их серией, проблему не решить. Необходим постоянный, длительный процесс подготовки, который постепенно позволит вырастить на флоте поколение офицеров – от адмирала до лейтенанта – для которых дальние походы и учения со стрельбой – есть постоянная реальность, которые проводят в море едва не больше времени чем на берегу и получают за это достойное жалование.
«Чтобы построить корабль, надо три года, а чтобы сформировать традицию - триста лет» - эти слова британского адмирала Каннингэма верны для любого флота. Наследник величайшей морской традиции мира, знал о чем говорил – имя Каннингэма на слуху у любого любителя истории морских сражений Второй Мировой Войны.
Строительство новых кораблей для ВМФ России, о котором так много говорят, само по себе ничего не даст, если для них не будут подготовлены профессиональные, чувствующие себя в море, как дома, экипажи. Именно этим сейчас занимается ВМФ России. И эта задача стоит тех огромных средств, которые на нее выделены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции