Дмитрий Евлашков, для РИА Новости.
Каток мирового кризиса в полной мере прошелся по республикам Северного Кавказа. Несмотря на многочисленные федеральные программы по поддержанию их экономик и работу правительственных, парламентских и смежных комиссий «по развитию», ситуацию в постконфликтном регионе специалисты признают очень и очень тревожной.
В частности, подобного мнения придерживается первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, член национального Антитеррористического комитета России Александр Торшин. В ходе пресс-конференции в РИА Новости «Кавказ после грузино-осетинского конфликта: новые реалии, проблемы, решения», сенатор проанализировал работу правительственных структур по стабилизации положения на Северном Кавказе и признал ее, мягко говоря, недостаточной.
При этом Торшин сослался на результаты деятельности временной комиссии Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе.
– В последние месяцы отношение к ситуации вокруг Кавказа в мире поменялось в лучшую сторону, – сообщил Александр Торшин. – Но от этого лучше на самом Северном Кавказе не стало. И то, что сейчас происходит в этом регионе, нуждается в осмыслении. И в перестройке работы органов законодательной власти.
По словам политика, после грузино-югоосетинского конфликта на общую ситуацию в регионе влияет большое количество отрицательных факторов.
Все семь республик Северного Кавказа не просто дотационные, а высоко дотационные. В условиях экономического кризиса резко увеличился уровень безработицы. Сворачиваются многие производства. Одновременно, по оценке сенатора, усиливаются сепаратистские тенденции, повысилась террористическая активность. Поднимают голову наркобароны. Обострились и еще масса болячек из числа «хронических».
– За что ни возьмись – отовсюду мы получаем тревожные сигналы, – охарактеризовал положение вещей Александр Торшин. – Ни одна сфера человеческой деятельности на Кавказе не улучшается. Ухудшение идет тотальное. Ситуация тревожная.
По мнению первого заместителя председателя Совета Федерации, в период финансово-экономического кризиса проблемы Кавказа неизбежно обострятся. И чтобы вовремя снимать самые тяжелые вопросы, нужен глубокий анализ происходящего и своевременное реагирование на меняющуюся ситуацию на Северном Кавказе. «Необходимо особое внимание к этой зоне, – подчеркнул Торшин. – Для этого потребуется полная мобилизация власти».
На его взгляд, в кавказских республиках в полной мере должны заработать властные институты – как местные, так и федеральные. Северному Кавказу надо больше внимания уделять по линии Минрегионразвития. Необходимо усилить влияние и по парламентской линии.
– В прошлом созыве в Госдуме работала комиссия по проблемам Северного Кавказа, возглавляемая Владимиром Катренко, – привел пример Александр Торшин. – Сейчас ее нет. Правда, есть комиссия по улучшению ситуации в Южном федеральном округе. Сначала ее возглавлял Дмитрий Козак, потом Григорий Рапота, теперь полпред президента в ЮФО Владимир Устинов. Однако пока особых «сигналов» о ее работе нет.
В этой связи Александр Торшин в критическом ключе отозвался и о работе возглавляемой им же временной комиссии Совета Федерации по анализу ситуации на Северном Кавказе. «С полным пониманием дела хочу сказать, что в последние месяцы она (комиссия) работала очень и очень плохо. Хотя были и свои плюсы. Именно по нашей инициативе была создана комиссия по расследованию обстоятельств захвата школы в Беслане, группа по анализу ситуации, сложившейся в результате гуманитарной катастрофы в Южной Осетии».
По мнению сенатора, причинами подобной «плохой работы» могут служить некоторые не совсем верные подходы к оценке постконфликтной ситуации, а также то обстоятельство, что большинство членов подобных комиссий – москвичи. А следовательно, не всегда и не до конца понимают, что происходит на Кавказе, недооценивают ситуацию, поэтому не в состоянии выработать единый и правильный комплекс мер по отношению к этому сложному региону.
– В последнее время мы, работая на Кавказе и вокруг Кавказа, испытываем как бы избыток осторожности, – сказал Торшин. – Честно скажу: порой мы опасались выносить на решение комиссии некоторые вопросы, потому что они уж очень сильно резонировали на Кавказе. Стоило что-то начинать рассматривать, как это притягивало к себе столько противоречий, что в кавказские регионы с этой площадки шли уж очень разные сигналы.
По мнению Александра Торшина, комиссию по анализу ситуации на Северном Кавказе надо переформатировать. Есть задумка – пока она не облекла организационные формы – создать новую комиссию, на этот раз объединенную, и наделить ее полномочиями не только в рамках ЮФО, но и всех семи кавказских республик – субъектов Федерации. По замыслу Торшина, в состав нового коллегиального органа обязательно должны войти их представители, руководители заксобраний республик, не менее семи сенаторов, плюс по одному парламентарию от каждой фракции Госдумы, причем, лучше всего из числа коренных жителей кавказского региона. Для работы в такой объединенной комиссии нужно также пригласить представителей силовых и экономических ведомств, а с правом совещательного голоса – посланников Южной Осетии, Абхазии, Грузии, Армении, Азербайджана и, возможно, Турции.
Однако от смены формата одной комиссии или даже от увеличения их числа ситуация на Кавказе вряд ли улучшится. Нельзя уповать и только на чисто экономические или силовые методы. Уже сейчас регион избыточно милитаризован, свидетельствуют специалисты. Количество милиционеров на душу населения на Кавказе просто запредельное. Что можно и нужно сделать в первую очередь, чтобы как-то приблизиться к разрешению проблем «кавказского узла»?
Во-первых, Александр Торшин намерен вынести на рассмотрение Совета Федерации предложение активизировать в регионе работу политических партий, в частности, «Единой России».
– Кавказ – не поля для политических сражений. Сейчас не тот случай. Но политическая жизнь в регионе должна быть обязательно. Она не должна усиливать напряженность, наращивать конфликтный потенциал. Надо сообща в этом регионе добиваться улучшения ситуации, – подчеркнул первый заместитель председателя Совета Федерации.
Кроме того, считает Александр Торшин, пора пресечь порочную практику ездить на Кавказ за погонами и привилегиями. Иными словами – прекратить вахтовый способ работы чиновников всех мастей и калибров на Кавказе.
– Для многих эта работа видится лишь как короткая командировка за генеральскими лампасами, – считает сенатор. – А надо задуматься: если приезжают сюда по ротации, то эти люди должны пройти какую-то специальную подготовку для работы в этом регионе. Хотя бы пусть научатся салам алейкум – здравствуйте – говорить. Пусть научатся заходить в кавказский дом, общаться с аксакалами.
Наконец, надо начинать ответственную подготовку кадров для Северного Кавказа. Это тяжелейший вопрос, считает Торшин, потому что вся кадровая политика в регионе сейчас строится исключительно на началах личной лояльности к той или иной правящей персоне. А профессионализма у чиновников, увы, не хватает.
Административные границы на Кавказе, конечно, значат очень многое. Но гораздо важнее простые человеческие связи. Не случайно ведь применимы такие понятия, как общекавказский дом, общекавказское пространство. И понимание того, как метрополии надо вести себя на Кавказе, существовало и в Российской империи, и в СССР.
Например, сразу после гражданской войны в Стране Советов было создано так называемое Кавбюро во главе с Сергеем Кировым. Он, кстати, был выходцем с Кавказа. Работу Кавбюро – а это были в основном разъяснительные мероприятия среди населения кавказских республик по политике партии и «текущему моменту» – непосредственно вел также Серго Орджоникидзе. Потом им заинтересовался Сталин.
Известно личное мнение «вождя всех времен и народов» по кавказскому вопросу. Говоря об особой политике СССР по отношению к Кавказу, Сталин придерживался принципа «не навреди». Хотя сегодня только история способна рассудить, насколько навредил – не навредил ли Кавказу сам Иосиф Виссарионович…
Такого же принципа – не навреди! – предлагает придерживаться по отношению к этому региону и сенатор Александр Торшин. Пока же в целом он негативно оценил кавказскую политику, проводимую в данное время федеральным центром.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции