Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
Правительству приходится на ходу корректировать свои антикризисные планы. Это понятно, ситуация меняется, меняются и внешние факторы, к которым особенно чувствительна наша финансовая система. В этом плане мы не одиноки – в США, не дожидаясь прихода нового президента, уже пересматривают «план Полсона». В Европе тоже перекраивают планы совместного выхода из кризиса. Наш сосед Казахстан на днях принял очередную антикризисную программу, предусматривающую формирование новых секторов экономики.
Так что нет ничего необычного, что вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уже пообещал своему ведомству «казарменное положение» в течение ближайшего года, а всему правительству «темп оперативного реагирования на последствия мирового финансового кризиса». Но дело не только в возросших нагрузках: составление антикризисных документов, прежде всего – экономических прогнозов - связано с оперативным пересмотром ориентиров.
К тому же, похоже, правительство осознало, что «пожарные» меры, «скорая финансовая помощь» уже сыграли свою роль, деньги уже пошли в реальный сектор и теперь надо перестраиваться на долговременные меры, поскольку начинается самое трудное – процедура выхода из кризиса. Здесь есть вполне зарекомендовавшие себя способы. В частности, используя кризисное положение, отделить «перспективные» направления от «неперспективных», избавиться от старого производства. Давать деньги только на модернизацию, а не на латание дыр. Совершенствовать налоговую систему и другие «неденежные» рычаги для облегчения производства и возможности его заняться модернизацией. Развивать экспорт, опираясь на выгодный для страны курс рубля. В общем, целый пакет.
Но вот только неясно, за какой срок удастся выйти из кризиса. По прогнозу МЭР, он продлится около двух лет. Так же считают финансовые власти Евросоюза и США. Как заявил в одном из интервью Алексей Кудрин, «нам нужно 2009 год пройти, а в 2010-м все снова пойдет в рост". И потому предлагает учитывать изменяющуюся обстановку.
В частности, после того, как Совет Федерации одобрил проект бюджетной стратегии до 2023 года, Алексей Кудрин заявил, что бюджетная стратегия будет пересматриваться на каждые 2 года, в противном случае государство не сможет принимать долгосрочные федеральные целевые программы, поскольку бюджетная стратегия, в отличие от «Концепции-2020», больше нацелена на увязку долгосрочных планов с возможностями бюджета. В итоге долгосрочных параметров бюджета, которые, как предполагалось, определит Минфин в бюджетной стратегии до 2023 года, в ближайшее время не появится. Минфин попросил правительство отложить срок внесения бюджетной стратегии до 1 апреля 2009 года, мотивируя свою просьбу необходимостью учесть в документе новый макроэкономический прогноз на 2008-2012 годы.
А с прогнозами тоже не все просто. Так, Правительство перенесло на две недели обнародование антикризисного пакета мер, планировавшееся на 5 декабря – затянулись споры вокруг предварительных расчетов, которые должны лечь и в основу бюджета, и в конкретные суммы выделяемых государственных средств. Пока эти цифры выглядят удручающими: прирост ВВП с планируемых ранее 6,7% снизится до 3,5% (причем, это названо оптимистичной оценкой), инфляция может составить не 8,5%, почти 15. Самое же опасное, что в следующем году следует ожидать спада промышленного производства, оно упадет на 2,4%, чего, в принципе, давно не было в России, и только в 2010 году рост достигнет 0,7%, а в 2011 году – 2,3%. Не радует и финансовая составляющая развития - инвестиции в основной капитал сократятся на 5%.
Так вот, все эти оценки были получены при условии, что цена на нефть будет 50 долларов за баррель. Говорят, что есть и прогноз, основанный на цене в 30 долларов. Но самый большой пессимист – бывший заместитель министра экономики Михаил Дмитриев, возглавляющий Центр стратегических разработок, предсказывает даже - 25 долларов. В начале октября Алексей Кудрин предупреждал, что мировой экономический цикл предполагает замедление мировой экономики в 2009-2010гг., что приведет к снижению цены на нефть. Но тогда он говорил о 70 долларах. Теперь бюджету предстоят более суровые испытания.
Правительству придется решать задачу с тремя неизвестными. Первое – на какой срок должная быть рассчитана антикризисная программа, поскольку средств Резервного фонда, прикрывающего экономику и социальные программы не бесконечны. Во-вторых, какая будет цена нефти. Это особенно важно, если учесть, что даже при ее снижении «ножницы Кудрина» дали России в течение 8 месяцев 2008 года 17,5 миллиарда долларов, а в целом нефтедоллары помогли довести объем средств фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 декабря до 2, 1 трлн. руб. (76, 38 млрд. долларов), а Резервного фонда – до 3, 7 трлн. (132, 63 млрд. долларов). И хотя тот же Кудрин в течение последних трех лет неоднократно предлагал составлять не-нефтегазовый бюджет, не рассчитывать на резервы, оставлять их на черный день, структурных сдвигов в российской экономике так и не произошло. Хотя, как известно, новейшие технологии приносят доходы в разы большие, чем торговля сырьем.
Наконец, правительству необходимо учитывать и третье неизвестное – как выполнить обязательства бюджета перед населением. Даже в кризисном 2009 году правительство предполагает обеспечить все планируемые выплаты по социальным статьям и основным программам. Но есть и суровая реальность, поскольку сокращение производства приведет к росту безработицы и снижению доходов. Тот же прогноз МЭР осторожно предполагает, что реальные зарплаты будут расти на 4–5% медленнее, а рост розничной торговли замедлится до 4,5%. Да еще есть планы, используя кризис, поднять российский фондовый рынок и создать международный финансовый центр.
Пока правительство справляется с текущими проблемами и обеспечивает и бюджет, и антикризисные меры. Надо надеяться, что он реально «наполнит» и новый антикризисный план, который будет известен 20 декабря, и бюджетные антикризисные расчеты на 2009 год и на 2010–2012 годы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции